4. О ЛЕСТОВКЕ.

Лестовка, принятая в Старообрядческой Церкви, есть приспособление для счета молитв. Впервые употребление лестовки (или вёр-вицы) было установлено в Церкви в 4-м веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" - молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за Полунощницу, - шестьсот, за Утреню, - тысячу пятьсот, и так далее. Подробнее об этом см. в книге "Устав о християнском житии", (а также в книге "Святцы", или "Малый домашний Устав, и в книге "Молитвенник" современного издания), глава "О молитве домашней". Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу, - небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. Номоканон при Большом Потребнике, л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть християнской жизни.
Восприняв это понятие вместе с православной верой, и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков - евангельское учение. Внутри между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение); 5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бабочки). Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять, - в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки - меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым Василием число ступеней, - сто и три, сохраняется (если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков). Как и всякая лестница, эта молитвенная лестница имеет начало: пустое место без ступеней, называемое "землей", - после него идут двенадцать малых ступеней, в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, - тридцать восемь малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени, в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой ступени, - еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое "небом".
Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые християне имеют ее с собой всегда, где бы ни находились Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от "земли" к "небу", на каждую ступеньку совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся и мысли не витали, где придется, а сосредоточивались на Божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.
Во время богослужения все молящиеся должны стараться слушать, что читается и поется в церкви, а по лестовке повторять Исусову молитву могут только глухие и слабослышащие, и те люди, которые стоят в таких местах храма, где плохо слышно чтецов.

Каталог ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz