"Дополнение родословной Иероном Алексеичем"

Иерон Алексеевич Потанин, родился в 1914 г. в семье алтайских крестьян, близ г. Ка-мень на Оби. Во время революции семья переселилась в будущий Чаинский р-н Томской обл. Через несколько лет, "в отрочестве", Иерон Алексеевич переехал в Колыванскую тайгу, в ПарбигскиЙ район, где тогда
скрывались многие скитожители. Во время коллективизации уехал с женой и сыном на восток, на Безымянку, где раскорчевал лес под пашню ("Иероновы поля"). Когда с 1937 г. туда стали прибывать переселявшиеся на Енисей из Колыванской тайги о. Симеон, о. Антоний и др., Иерон Алексеевич принял деятельное участие в разведке дороги, мест на Дубчесе и в самом переселении - ехал в эту разведку в одной лодке с о. Симеоном. Затем и сам перебрался с семьей на Дубчес, продолжая деятельно помогать скитам в налаживании хозяйства. Во время войны скрывался, но был пойман, когда появился в Ворогове для обмена пушнины. Терпел сильный голод в тюрьме, но выжил и в 1943 г. (или чуть раньше) смог как-то освободиться. До разгрома скитов в 1951 г. был, по оп-ределению следствия, "связником для скитов". Во время этого разгрома был аресто-ван, но организовал смелый побег с плота себе и еще трем арестованным. Однако вскоре был опять захвачен и осужден по отдельному судопроизводству. После осво-бождения переехал в 1955 г. на приток Ангары р. Тасей в нос. Бурный, пригласив с со-бой нескольких пустынников, и затем 20 лет он помогал их скиту. Был очень начитан, активно участвовал в соборах часовенных, отстаивая более строгие правила. Около 1975 г. переехал в Усть-Кайтым (на р. Оно, притоке р. Бирюсы). Скончался 2.04.1979 г. Ему принадлежит Повесть о разгроме Дубчесских скитов и несколько других тек-стов Патерика.

Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь.
В Родословной повествуется, что отец Мина восприят благословение от отца Савы управляти братией по его преставлении в 7438 году и что отец Мина отказася от управления братии и не прииде к ним на жительство.
Аще вначале и тако бысть, по послежде не тако сотворися. Старец Мина, аще и не прииде на общее жительство ко старцем, но в уединении пребывая, обаче нужды ду-ховный все исполняя старцев и стариц и яко отец чадолюбив печашеся ими. Потом же в лето 7446 преселися отец Симеон со старцами и старицами из Колыванской тайги на притоки Малаго и Большаго Касса, впадающаго в Енисей с левой стороны, належащаго ради преследования от неверных. При отъезде отца Симеона на новое место отец Мина преподаде ему и благословение на исправление духовных нужд, и управление над бра-тиею. Отец (свидетельство отца Максима) же Симеон еще от отца Савы име благосло-вение, еже приимати на исповедь братию и на управление ими. Сие же благословение дано бысть ему как бы предварительное, за недостаток лет. О сем благословении отец Симеон в Родословной умолча смирения ради, но отцу Максиму извести о сем после того, как благословил его отец Мина. И по отходе его рече: "Отец Мина мнит, что у меня нет благословения, у меня ведь оно есть еще от отца Савы" (дозде отец Максим). Таковое благословление последи дано бысть от отца Симеона и отцу Антонию (в миру Афанасий Михайлович Людин[ов]сков, брат м. Тавифы и м. Алевтины, из "середняц-кой8- крестьянской семьи, которая ок. 1891 г. переехала с Урала (Кыштымский завод) под Минусинск, где Афанасий Михайлович родился в 1895 г. в дер. Быстрая; ок. 1902/1903 г. семья вернулась на Кыштымский завод. Юношей хотел уйти в скит, но о. Ириней посоветовал "прежде отвести военную службу". Призван на войну в 1914 г. (или в 1915 г.), воевал год, попал в плен к немцам, где пробыл 3,5 года, совершил побег и вернулся в Россию уже после революции. Афанасий Михайлович сначала скрывался око-ло скита м. Елены, где жили его сестры, ходил на исповедь к м. Фекле, которая посо-ветовала ему уходить дальше, в Колыванскую тайгу к о. Савве. Затем около года скрывался в скиту о. Иринея около дер. Яр Тюменской обл. Афанасий Михайлович пере-брался в скит о. Саввы (на Парбиг) в 1926 г., а 15.02.1928 г. о. Савва постриг его. В том же году писал в скит на Танаевку (Тюменская обл.) сестре Алевтине, сообщив, что они с о. Саввой советуют им перебираться в Колыванскую тайгу. Активно помо-гал м. Тавифе и другим скитницам в этом переезде, строил им кельи. В 1936-1940 гг. во время переезда скитов из Колыванской тайги через Безымянку на Дубчес о. Антонию выпала тяжелейшая работа по разведыванию пути, организации переезда и налажи-ванию хозяйства на новых местах. Все пять лет он непрерывно находился в пути и в этих работах, подорвав свое здоровье. На Дубчесе о. Симеон благословил его прини-мать исповедь у стариц. Во время разгрома Дубчесских скитов был захвачен в 1951 г. Приговорен к 25 годам лагерей, на кассацию не подавал. Освобожден 21.12.1954 г. из лагеря в Иркутской обл. После освобождения руководил восстановленным скитом о. Симеона, бывал на соборах часовенных. Автор нескольких нравоучительных посланий и многих текстов Патерика, Скончался 13.03.1977 г.). По едином же лете преселися и отец Мина с оставшими к отцу Симеону и благослови его приимати на исповедь жен-ский пол, при отъезде его в пределы реки Дупчеса (впадающаго в Енисей с левой сто-роны). Отец Мина преселися на реку Вороговку (текущую в Енисей с правой стороны) и ту преставися в лето 7450, 6 августа. Отец же Симеон благослови отца Антония при-имати женский пол на исповедь, сам же не приимаше их.
В лето же 7459 арестован бысть отец Симеон з братией и с сестрами неверными вла-стьми и чрез некоего брата преподаде благословение на исполнение духовных нужд и управление над братиею отцу Тимофею (в миру Трофим Иванович Кустов. Отец - Иван Илларионович Кустов, пермский крестьянин; мать - Пелагея Ивановна (в деви-честве Глухова), дочь наставника, позднее - м. Порфирия, умерла в скиту м. Мастра-деи (брат Пелагеи, Илларион Иванович Глухов был келарем в скиту о. Симеона на Дуб-чесе, в 1951 г. был арестован, но оставлен на свободе; его дочери - м. Еванфия и м. Трифена были тогда отправлены в лагеря.- П1, л. 125 об.-126). Трофим Иванович ро-дился ок. 1915 г., жил в дер. Большие Кусты Пермской губернии. Около 1932 г. жил с семьей на р. Бакчар Томской обл., в дер. Чумаковке Поротниковско-го сельсовета, в Колыванской тайге, близ скитов, которые он не раз посещал и где тогда был постри-жен. Семья перемещалась несколько раз в Колыванской тайге, в 1935 г. у них уже была заимка на р. Чарус (приток Парабели), куда, в связи с организацией колхоза на Бакчаре, к Кустовым перемещается сначала Татьяна, затем Елизавета Глуховы. В доме его отца Ивана Илларионовича одно время жила м. Флина и другие старицы, в доме был обыск, но известная скитская реликвия - чудотворная ряса о. Павла, привезенная м. Флиной с Урала, уцелела и была передана затем в скит о. Симеона. Вместе со скитами о. Тимофей переселился на Малый Кае, на Ломоватку, близ Безымянки, а оттуда в район Дубчеса, на остров на р. Малый Тогульчес. Во время разгрома скитов в 1951 г. скрылся; ему, согласно рассказу И. А. Потанина и о. Антония, о. Симеон сумел заочно передать благословение на руководство уцелевшими пустынниками. Автор нескольких рассказов Патерика.), оставшемуся с малыми братиями и сестрами. И тако увезен бысть отец Симеон с прочими в заключение в Иркутскую область, близ реки Чюны. И тамо преставися 5-го августа 7461 года. Отец же Антоний с прочими братиями и сест-рами освобожден бысть по милости Божий в лето 7463 и преподаде благословение отцу Максиму, еже приимати на исповедь братию с сестрами и управление ими, за еже раз-делитися им страха ради гонителей. Осташажеся старцы после отца Симеона, живший с ним: отец Антоний и старец Макарий, накрытия еще отца Савы, свидетельствованныя в Родословной, прочий же почиша. Отца же Мины накрытия остася отец Максим. На-крытия же отца Симеона осташася сии: старец Тимофей, старец Иосиф, старец Ефрем, старец Виталий, старец Даниил, старец Никита. Накрытия же отца Антония остася ста-рец Израиль. Сей по освобождении [из] заключения с отцом Макарием и с отцом Да-ниилом жил в пределах города Новокузнецка, и ту отец Антоний даде ему благослове-ние на все духовный дела. И оттуду отец Израиль с отцом Макарием преселишася к от-цу Максиму на реку Чуну, отец же Даниил оставлен бысть пока там. А отец Иосиф по освобождении уклонися на мирскую жизнь, и неизвесно, что будет по сих, может быть, своими судьбами возвратит его Господь Бог, Ему же подобает слава ныне и присно и во веки веком, аминь (написано сие дополнение Родословной в лето 7467 июня 21 покой-ным Иероном Алексеевичем. Аз же грешный Афанасий, переписал всю в лето 7491 го-да. Кончил 1 декабря.).










Назад Оглавление
Каталог ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz