Камо грядеши

Обращение
к християнам - старообрядцам
часовенного согласия

Начиная с 1990 г. через книжные магазины, лотки, различные торговые точки хлынул поток религиозной, в основном християнской, литературы. Господствующая никоньянская церковь через свои издательства выпустила огромное количество книг; как сочинения первосвятителей Церкви, так и сочинения современных богословов . Вся литература издавалась на русском языке в простом понятном изложении, перепечатывалась из дореволюционных изданий, и рассчитана была явно на простого слушателя для первичного ознакомления с догматами веры, учением святых отцов Церкви, для познания нравственного богословия. Одновременно по радио началось массированная проповедь Евангелия и християнского вероучения.
Естественно, что в среде старообрядцев сразу возник вопрос - как отнестись к этому явлению. С одной стороны, явный дефицит вероучительной литературы возбудил повышенный интерес - тем более, что многие из вновь обращенных требовали хотя бы что-то для ознакомления- да и те, кто воспитался в старообрядческой среде, явно, многие издания увидели впервые. С другой стороны, настораживал тот факт, что християнская литература чуть ли не насильно распространялась наравне с другой духовной - астрологией , хиромантией , магией, религиозно-философской- с уклоном на объединение религий (учение Рериха, Блаватской, Бердяева) .
Сторонники освоения книжного потока , исходящего от никоновской церкви , доказывали не только возможность чтения духовной литературы но и явную необходимость .
Леонтий Александрович Колмогоров - уважаемый за грамоту и ревность , образцовое поведение и инициативу в делах духовных , вместе со своими ближайшими сродниками настойчиво проповедовали о принятии вновь печатаемой продукции . Не только на словах , а и делами подтверждая свои убеждения. Они закупали в огромных количествах в церкви под заказ новопечатную духовную литературу и рассылали по многим адресам, сопровождая письмами , в которых советовали , призывали читать , обсуждать , распространять дальше християнское вероучение .
Во время таких бесед о возможности и пользе чтения подобной литературы не раз обсуждался вопрос - не таится ли в этом опасность восприятия никоновских убеждений через постепенное привыкание к образу мыслей церковников - апологетов и защитников никоновских реформ ? Никакой опастности нет - заявили они , Книги научают нравственности , познанию веры , дают много примеров добродетельного жития святых для подражания . Особенно полезна подобная литература для вновь обращающихся , т.к. написана доступным русским языком , на современных понятиях , фактах и аргументах .
Тем не менее, на беседе , посвященной специально этому вопросу , т.е. чтению никоньянской литературы в 1994 г. было принято решение - подобную литературу не читать , как таящую в себе опастность . Современный никоньянский проповедник - человек высокой учености , естественно , прекрасно разбирающийся в вопросах раскола (это на их языке , а на нашем - в вопросах никоновского отпадения). Он осознанно защищает свою неправоту и , пользуясь невысокой осведомленностью старообрядцев об истоках и первопричинах великого раскола , ведет на первый взгляд незаметную , но в то же время агрессивную пропаганду никоновской ереси под прикрытием мироточивых рассуждений о добродетели . догматах веры , о истории Русской Православной Церкви , у него убежденность держится на чистой вере , да на преданиях и заветах предков . На этом построена стратегия никоновского проповедника : путем передергивания фактов , подтасовкой аргументов на фоне пространных рассуждений о добродетели - отнять у человека веру . Ту веру , которую к течение двух тысячелетий сохранили в чистоте от нападок различных ересеначальников истинные ревнители християнства . Справедливости ради следует сказать ,что они взамен предлагают свою веру , которую они застенчиво и ,как бы извиняющимся тоном , называют верою для вновь обращенных. Веру , в которой можно не ограничивать себя большими моральными запретами в * волнящемся бурею душетленною* океане жизни ; не обременяя свою совесть излишними переживаниями , можно не соблюдать постов ,не утруждать себя земными поклонами, в меру блудить , в меру курить ,не ограничиваться в общении с еретиками и отступниками ,смотреть телевизионные передачи , где все вперемешку ,порой сразу после эротического фильма переключают на евангельскую притчу и тут же вновь сатанинская музыка , в общем от такой веры до католицизма , в котором свободы действий *добропорядочному* католику еще больше - остался один небольшой шаг - устранить некоторые формальности в догматах и объединиться в рамках единой синтетической (искусственной) мировой религии.
Дальнейшие события после упомянутой выше беседы об опасности чтения никоньянской литературы полностью подтвердили опасение сторонников запрета. Этот же Леонтий Александрович со своим клиром ,а за ним и другие, вначале робко и осторожно, затем все громче стали критиковать свою веру, ту веру ,в которой родились , крестились, которую впитали с молоком матери. Постепенное количественное накопление чуждых знаний однажды дало качественный скачек. Как они сами выразились:'Нас вдруг осенило и повело...' Как осенило? Куда повело?... -вопросы непростые, т.к. личности, как уже упоминалось выше, авторитетные и ход мыслей, видимо был непростой, так что многие из старообрядцев только по одному этому авторитету новоявленных никоньян пришли в явное замешательство: Что же за этим кроется? Не может же человек бессознательно поставить на карту настоящую и будущую жизнь?
Дальнейшие события развивались быстро. Досовершив у никоньянского священника обряд крещения Леонтий Александрович окончательно порвал со старообрядчеством и увел с собой около 30 человек . Если сам Л. А. колебался около 5 лет , то его последователи без больших раздумий прошли путь от полностью убежденного старообрядца до полностью убежденного никоньянина за полгода, а то и меньше. А сценарий у всех один и тот же : вначале засевается зерно сомнения, затем идет процесс накопления специально подобранной информации и, наконец, наступает момент, когда человека *осеняет*, после которого он становится злобным ругателем старой веры.
Новоявленый никоньянин в своих нападках на свою бывшую веру боле злобен даже чем те. кто родился и вырос в никоньянстве. Те с уважением относятся к стойкости и строгости правил старообрядцев., а навоявленные же ругают еретиками и проклинают все и всех в старой вере, подобно первым никоньянам-мучителям.
Рассмотрим доводы и объяснения, которые приводят они в оправдание своего отступничества, а также -какую вину, какой раскол приписывают старообрядцам.
Первое что нужно признать, что ни один довод, ни один аргумент не прозвучал так, что он был бы новый и соответствовал бы сегодняшней жизни, Все, что выставляется как открытие или озарение, снисшедшее на Леонтия с его клиром во время поездки в Иерусалим и беседах с местным священником, на самом деле давным-давно, а именно 330 лет назад отработанная программа . Никон знал на что шел и даже более того, - в том и заключается основная хитрость его нововведении и изменений, что, несмотря на явные извращения догматов веры, церковь оставалась господствующей и единственной. Ведь если бы дали подлинную свободу выбора каждому священнику и мирянину по своей совести решать - принимать или не принимать новые обряды, вряд ли Никон получил бы такую поддержку, скорей всего , он остался бы в абсолютном меньшинстве. Но, используя свою патриаршую власть и государственную поддержку в лице царя и его армии, он силой принудил малодушных принять новые обряды, а с теми, кто покрепче духом - расправлялся огнем и мечом и таким образом утвердил *истинно православную, единую , неделимую соборную и апостольскую* церковь. Слова взяты в кавычки потому, что именно так почитает Леонтий господствующую никоньянскую церковь. Что, если бы дали возможность содержать старые обряды в храмах и хиротонисать священников без принуждения? Наверное никоньянская церковь не была бы единой и Леонтий не пошел бы к никоньянам , да и все его вопросы отпали бы сами собой.
Итак, если кратко характеризовать свидетельства Леонтия, то это будут свидетельства о священстве и , неразрывно связанные с ним, свидетельства о истинно православной церкви, о тайнах Божиих и о пребывании их до скончания века. Второй вопрос о святых мощах. На этих вопросах строится вся апологетика невозможности жить по старым обрядам. Все свидетельства из книг: Евангелия, Апостола, Катехизиса, книги о Вере, Кормчей, творений святых отцов:
Кирилла Иеросалимского,
Иоанна Златоустаго
Симеона Фессалоникийского
Ефрема Сирина
Блаженнаго Августина
Святаго Киприяна
Блаженнаго Иеронима
и других основополагающих книг были выбраны, выписаны начетчиком Зеленковым В.Т. в защиту возрождавшегося в середине прошлого века австрийского священства. Этой книгой выписок Зеленкова пользуются, размножают, рассылают и ссылаются на нее Леонтий и иже с ним. Эти же выписки могут быть применены и Новозыбковцами для защиты ими своего священства, и Армянской, и Грузинской церковью , т.к. и эти последние считают себя едиными, соборными и апостольскими. И ,конечно же, применимы ни-коньянами для защиты ими своего господствующего положения, да и любой религии, имеющей церковь и каким-либо образом связанную с именем Христа, т.к. в этих выписках изложены напреложные заветы самого Исуса Христа, св. апостолов и великих святителей.
Первый вопрос, который возникает после прочтения этих выписок, - кто присваивает себе звание истинно-православной церкви, звание истинных священнослужителей и истинности совершаемых ими таинств?
Второй вопрос - достаточно ли этих свидетельств для того, чтобы сделать совсем неочевидный вывод: раз церковь существует и она господствующая, следовательно это о ней завещано, что она пребудет до скончания века, и этим доказывается , что она истинно православная
Третий вопрос - насколько обоснованы упреки в адрес старообрядцев в их упрямстве, косности и слепоте, когда они не замечают очевидные свидетельства о священстве и тайнах Божиих?
Начиная ответ с третьего вопроса, можно заметить , что Леонтий с детских лет из общений с о. Ефремом, с другими начетчиками, да и сам лично до поры был убежден, что не священство мы отвергаем, не тайны Христовы , не жертву искупления, - упаси Бог любого крещеного от такого кощунства, а отвергаем ереси, которые осквернили таинства, отвергаем еретическое обливательное крещение, отвергаем искажение других таинств, о чем речь будет позже. Кто знал и помнит о.Ефрема, могут подтвердить, как он скорбел об утрате истинного священства, а если почитать родословную уралького старообрядчества, она вся вопиет , как натянутая , звенящая струна, о великой скорби и заботе о сохранении священства и Тайн Христовых. Где же ваша совесть , Леонтий , когда вы обвиняете старообрядцев в ереси на том основании , что мы отвергаем священство. Из родословной видно, что поиски священства для сохранения единой , соборной и апостольской церкви с трёхчинной иерархией продолжались в течении 150 лет, в условиях жесточайшей дискриминации, продолжались до тех пор, пока была возможность проследить законость крещения и рукоположения каждого дьякона , пресвитера или епископа, обращаемого в своем чине к древлеправославным обрядам. Неправы в своих нападках те, кто утверждали, что наши предки принимали священниками беглых солдат, самозванцев, низложенных священников. Неправы и те , кто упрекает в ереси старообрядцев на том основании, что не принимают незаконных (т.е. не по закону рукоположенных) священников. Последние истинно православные священники предвидели ожидаемое сиротство старообрядческой церкви и в такой безвыходной ситуации постарались заготовить как можно больше священных даров *запасного агньца*, которым и сегодня еще имеют возможность причащаться многие.
Итак, первая клевета и злохуления на старообрядцев в том, что они отвергают священство, рассыпается как здание, построеное на песке.
Ни до Никоновской реформы, ни во время собора 1667 года, ни на протяжении 330 лет после собора никогда не стоял вопрос - быть или не быть священству, исповедовать или не исповедовать семь церковных таинств, веровать ли во единую святую соборную и апостольскую церковь. Такие вопросы приписывали нам никоньяне, заглушая голос разума и справедливости, а через 330 лет эти *откровения* открыли новоявленые отступники в собственном воспаленном воображении, очарованном ннконьянской прелестью. В Кирилловой книге (гл.4 л.37 об.) так говорится: *иже антихристу предотечи суть и помощники, иже строятся совершенную Христову жертву везде помрачити*. Так эта хула падает на помрачителей Христовой жертвы , а не на тех, кто стремится иметь эту жертву непомраченной.
Возьмем к примеру таинство крещения, без которого человек не есть християнин. В чин крещения Никоном внесены следующие изменения:
А. В отрицании говорится : Отрицаюся сатаны и всех дел его, и всея службы его, и всех аггел его, и всего студа его. Вместо (студа его) изменено - (всея славы его). Слава - от слова славить, восхвалять.
В. Вместо слов, отвечаемых восприемником: (отрицаюся сатаны) произносит только (отрекохся), а вместо слов (обещеваюся христу) произносит : (сочетаюся ), а Христу оставляется.
Г. В молитве : (Велии еси господи) есть такое обращение : (Молимся тебе, господи, ниже да снидет с кре-щающимся дух лукавый). Измененное обращение такое : (Ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый).
Д. В том же чине крещения: ( И вообрази Христа твоего, в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства), изменено: (хотящего породитися моим окаянством).
Е. Наравне с трёхпогружательным признается действительным обливательное крещение (Деяние собора 1666-1667г.г. ч.2 лист 30 об.)
Подобные исправления внесены во всех чинах святых таинств. Подробно об этих исправлениях можно познакомиться в (Поморских ответах), в которых автор на 106 вопросов никоньянского иеромонаха Неофита с документальной точностью на 350-ти страницах изложил перечень внесенных Никоном изменений. Изменения вносились и впоследствии, но и этого достаточно, чтобы заявить, что книги Никоном не исправлены, а искажены и испорчены и что не предки наши (вечная им память!) повинны в расколе русской церкви, а грубый деспот и реформатор Никон и его сообщники, воспитанники иезуитских, еретических школ. С каким чувством читает никоньянин Символ веры : (... исповедаю едино крещение во оставление грехов ...), если он исповедает несколько видов крещения: погружательное, обливательное и кропительное, из которых два последних прокляты. (Потребник Большой гл. 70 л. 162-го счета). (Проклинаю скверное крещение их обливаемое , а не погружаемое по Господню образу, иже во Иордане, и св. апостолы нам преданное в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.) Сами новоявленные отступники старообрядчества признают, что господствующая церковь сегодня помрачена еретическим обливательным крещением, но добавить надо, что не только помрачена, но и служители её прокляты суть по вышереченному, и предотечи и помощники антихриста т.к.* строятся совершенную Христову жертву везде помрачити*.
А разве проклятым крещением окрещенный человек может быть священным лицом? И из рук таких-то архиереов и принимают мнимое причастие сторонники современного священства, приговаривая, что хотя и еретик-священник, а благодать священнодействия остаётся, т.к. пребудет в церкви до скончания века. Где же здравый смысл, если уж пошатнулась вера? Ведь так оправдать можно что угодно, любое отступление, раскол, ересь. Значит надо привлечь другие свидетельства, взвесить трезвым, а не очарованным умом, а уже потом судить о истинности. Посмотрим, что пишут святии отцы. Святыи Феодор Студит:*А если опять он уклоняется ( от причащения) по причине ереси, то это необходимо: ибо причащение от еретика или явно осужденного по жизни, отчуждает от Бога и предает дьяволу.* (Феодор студит ч. 1 лист 58). Это сказано не для красноречия и основано на реальных событиях. Вся история Церкви - есть история борьбы за чистоту веры. Дьявольские ухищрения, выразившиеся в ересях, искажающими догматы веры и сущность божества на то и направлены, чтобы уловить верующих людей (неверующих атеистов ловить не надо, они с ними и так вприсядку пляшут). Нужно проявить было дьявольскую изощренность, чтобы под видом исправления грамматических ошибок наименовать Бога - тьмою, исказить Символ веры, поругать пресвятое имя Исуса Христа, изречь хулу и проклятие на христопре-данное двуперстное крестное знамение, изменить и сам трисоставный крест, на нем же распят Христос на дву-частный, изменить же изображение проскомидии на просфире - вместо трисоставного восмиконечного креста - латинский четырехугольный крыж; тоже и на панагиарном хлебе и артусе ; отменить земные поклоны, изменить святые иконы, церковное пение, литургию, чин совершения всех семи таинств ; хождение против солнца на венчании и множество исправлений грамматических с искажением смысла. Для чего нужно было делать все эти изменения? Какой другой смысл, кроме еретического любомудрствования, кощунства над святыней, для уловления душ человеческих, может оправдать все эти надругательства.
В книге о вере, в 30-й главе говорится о предстоящем падении веры и появлении предтеч антихриста. Эта книга, написанная неизвестным автором за 17 лет до начала Никоновских реформ, посвящена защите истинного святоотеческого православия на Руси. Автор - человек большой учености, тщательно исследовал всё писание и на достоверных исторических фактах с обоснованием и объяснением их причин и последствий описал сущность латинской ереси, первого великого разделения Церкви и отпадения более чем половины християнского мира. В то время списатель книги о Вере предупреждал, что по числу зверя надо ждать нового отступления от веры. *По тысяче лет Рим отпаде со всеми западными странами от восточныя церкви. В 1596 году жители в малой России к римскому костелу приступили, и по всей воли римского папы заручную грамоту дали ему - это второе отторжение христьян от восточной Церкви, Егда исполнится 1666 лет, да же чтобы от прежде бывших вин зло некако же пострадати и нам* И паки в этой же книге: *Кто весть, аще в сих летах 1666-х явственных предотечев его или того самсого антихриста не укажет*. Затем автор этой книги точно предсказывает причины падения веры и появления предтеч антихриста: *в последнее время, по Писанию, не исправление веры будет, а отступление от веры: восстанут лжеучители, чтобы уготовать путь антихристу*.
*Дело исправления книг не есть ли дело развязанного сатаны, по действию которого пострадал Запад и не есть ли оно последнее отступление, в которое нужно ждать предтеч антихриста!*
Таким образом, можно видеть, что надвигающаяся опасность для Русской православной Церкви не была неожиданной. Римский костел, римский папа стремились распространить свою власть и влияние над всем миром. После падения Византийской империи - второго Рима - Русь и Москва с усиливающейся царской властью и сияющим благочестием символизировали третий Рим. К этому времени Греко-восточная церковь, которая изначально считалась источником и хранительницей православия, после завоевания Византии Османской империей, постепенно утратила свое благочестие, и приняла многие латинские обычаи. Печатание божественных книг и обучение духовных лиц выполнялось в латинских академиях и с ними пришли нововводные, исправленные книги и обычаи. Все, что было отвергнуто вселенскими соборами - постепенно внедрилось в восточной церкви. К моменту реформ Никона старых, неисправленных книг в Греции уже не было. Царь Алексей Михайлович со своей стороны, также стремился к объединению с Западом, т.к. в этом случае освобождался от влияния своей Церкви и становился абсолютным монархом. Греческие патриархи имели цель унизить русское православие, развенчать старинную русскую церковную славу. В этом случае Русь оказывалась хранительницей не православия, а грубых, богослужебных ошибок, не третьим Римом, а отсталой, неразвитой страной. Принимая во внимание эти причины, можно видеть, с какой поспешностью проводились реформы. Начав подготовку общественного мнения о исправлении якобы накопившихся ошибок, Никон однако уже на соборе 1654 г. вдруг выступил с заявлением, что само русское благочестие сомнительно, т.к. русские содержат у себя неправые нововведения. Он требует исправления не просто книг, но самой Церкви. Это и понятно. Ведь на самом деле творцы реформы добивались единообразия с современным греческим образцом, древние греческие и славянские хартии их просто не интересовали, и совершенно не волновал вопрос, кто сохранил чистоту православия - русские или греки. Отсюда многие подлоги, фальсификации и подтасовки при исправлении якобы с древних образцов, а на самом деле с современных, изданных в иезуитских типографиях, богослужевных книг. Испровлялись книги поспешно, без разбора, с ошибками и противоречиями, не соглавсовывая с русским языком и здравым смыслом, так что до сих пор многие исправления заново переисправляются, приводятся к первоначальному виду и смыслу. Самое страшное, что вместе с исправлениями, а, точнее сказать, вместе с порчей книг, в церковные уставы и обряды внесены множество изменений, которые не только с правилами грамматики русского языка несообразны, но и искажают саму веру. Вера христианская - это такое состояние души, которое неподвластно доказательствам или проверке. Пошатнувшийся в вере или исказивший веру - вольно или невольно впадает в еретичество. Никон в своих реформах преднамеренно исказил понятие сущности божества, введя трехперстное знамение. Крестное знамение называется крестным потому, что изображает страдания , страсть и смерть на кресте Исуса Христа, - Бога и человека, единого от Троицы, имеющего равную ипостась, но в двух естествах. Это отражено в древнем, преданном апостолами двуперстном знамени. Изменив сложение перстов в крестном знамении сразу искажается его смысл - уже не Сын Божий, в двух естествах сущий, терпит крестную страсть, а Троица в совершенстве Божества воздвигается на крест
То же и с трегубой аллилуией. Уже не три Ипостаси Божества прославляются, а четыре. Как это совпадает с латынским символом веры, в котором Дух Святыи исходит якобы от Отца и от Сына. Тоже получается как бы Бог в четырёх лицах: Бог-отец; Бог-сын, Бог-Дух Святыи , от Отца исходящий и Бог-Дух Святыи, от сына исходящий.
Еретическое обливательное или кропительное крещение, признаваемое за правильное, также однозначно отвергает благодать от всех его приемлющих.
Множество искажений в таинствах, обрядах и обычаях проводились также с явной целью - исказить сущность веры, лишить Благодати Церковь , оставив в ней только внешний, театральный блеск, кажущуюся привлекательность.
Многие защитники никоньянских нововведений и исправлений, признавая их грубость и непоследовательность пытаются представить решение собора 1666-67 г.г. как трагическую ошибку, которую можно оправдать свойствами характеров тех личностей, которые проводили реформу. Но нет, это не просто ошибка - это тщательно подготовленная диверсия, имеющая необратимые последствия. Массовое, огромное по своим масштабам и хорошо организованное уничтожение духовно наиболее развитых представителей своего же народа. Сегодня нечто подобное назвали бы геноцидом.
Вот первый пример: в 1653году за неделю до Великого поста Никон разослал по всем приходам *память *
- т.е. послание, в котором единолично, без собора и без совета с кем-либо, самовольно отменил земные поклоны в церкви и ввёл трехперстное знамение, и многоголосое партесное пение, тем самым нанеся первый удар по единству Церкви. Народ и все священнослужители, руководствуясь утвердившимся уставом, постановлениями Стоглавого собора, защитившего от нападок Двуперстное знамение, не приняли новшество. Начало раскола было положено. Битьём батогами, низложением сана, анафемами внедрил Никон новые уставы.
Пример второй. Читая протоколы съезда 1666-67г.г. становится очевидным тот факт, что организаторы съезда: царь и приближенное к нему духовенство придавали огромное значение обличению несогласных с реформами защитников святоотеческих канонических преданий. На уговоры, угрозы и обличения их тратилось времени больше, чем на подготовку соборных уложений. Понимали, как важно заглушить голос протеста против их несправедливых решений. Жизнь подтвердила их опасения.
Считаные единицы, несогласных с новыми обрядами (а каждый участник собора, до начала его проходил проверку и давал подписку, что он будет соглашаться со всеми решениями собора) несмотря на оказываемое на них давление, пренебрегая опасностью, грозившей им лично, выступили с разоблачениями новых порядков и в защиту древних Уставов. Используя собор как инструмент для закрепления своих реформ, царь и приближенное духовенство путем подкупа (патриархи получили мехов, золота и подарков по 200 тыс. рублей каждый) и угроз пытались добиться единодушия в решениях собора. Четверо мятежных защитников православия были строго наказаны. Двоим: иноку Епифанию и священнику Лазарю - вырезали языки, протопопа Аввакума сослали в Пустозёрск - посадив в яму, других - лишили сана, предали анафеме. Но не смогли заглушить голос правды. С дальнего Севера, из ямы с вечной мерзлотой -услышала голос доблественного воина вся Русь и за пределами Руси. И миллионы и ученых и не ученых, но истинно верующих Християн сердцем и умом решили для себя, где правда, а где ложь. Не получилось единодушного всеобщего одобрения.
Третий пример поспешности и неразборчивости при проведении реформ. Осуждение сторонников старых обрядов было настолько строго и сурово, что этим самым возвели обряды на уровень догматов. Отказавшихся от новшеств назвали непокорниками, еретиками; отлучили от церкви жестокими постановлениями: *Аще ли же кто не послушает, повелеваемых от нас , и непокорится святой восточной Церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противиться нам, и мы таковаго противника данною нам властию от всесвятаго и животворящего Духа, аще ли кто от священного чина - извергаем н обличаем и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина - отлучаем и проклятию и анафеме предаем как еретика и непокорника и от православного всесочленения и от Церкви Божией отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет в упорстве своем до скончания своего, тот да будет и по смерти отлучен и часть его и душа его со Иудою-предателем и распеншими Христа жидове и со Арием и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камени и древеса да разрушатся и да растлятся, а той да будет не разрушен и не растлен и яко тимпан во веки веков. Аминь.*
Таким образом собор *Посадил на скамью подсудимых всю русскую церковную историю*, соборно осудили и отменили её*. Но уже через месяц после собора уж не четыре мятежника, а более полутысячи иноков монастыря в Соловках соборным решением отвергли постановление патриаршего собора. А через 260 лет сам священный Синод в своем решении в 1929 году отменил все клятвенные определения и запреты на двуперстное знамение, на богослужебные книги, напечатанные при первых пяти русских патриархах, на церковные обряды, свято хранимые многими старообрядцами. *Клятвенные определения собора 1666-67 г.г., как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и приведшие к расколу нашей святой Церкви мы , руководствуясь примером самого же собора 1666-67 г.г. , отменившего клятвенные постановления собора Стоглавого, по данной нам от всесвятаго Животворящего духа власти вязать и решать, -разрушаем и уничтожаем, яко не бывшие вменяем*( 23 апреля 1929 года г. Москва).
Приведенные три примера , достоверных факта, подтверждают, что реформа планировалась как диверсия против Церкви, цель её была - лишить Церковь благодати через отпадение пастырей. После собора последуют непрекращающиеся преследования старообрядцев, ущемление в правах, гонение, вплоть до мучения, продолжающиеся 300 с лишним лет.
В 1971 году Поместный Собор русской праворславной Церкви вновь рассмотрел вопрос о *клятвах на старые обряды и на придерживающихся их* и принял решения об утверждении постановлений патриаршего священного Синода от 23 апреля 1929 года. 1. О признании старых русских обрядов спасительными;
1. Об отвержении и вменении яко, не бывших, порицательных выражений , относящихся к старым обрядам, особенно к двуперстию;
2. Об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого Московского Собора 1667г. наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих християн, ни считать эти клятвы, яко не бывшие.
В докладе , зачитанном на Поместном соборе, Никонова реформа характеризовалась , как *крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности, предпринятая в силу ошибочного взгляда на обрядовые различия, как на различия в вере* (Документы, материалы, хроника М 1972г.) Казалось бы, что истина пробивает путь к свету и уже возможно примирение? Но это только поверхностное впечатление. Именно на эту приманку уловились бывшие старообрядцы - переметчики
В чем же опасность новой политики духовенства господствующей церкви? Опасность существует реальная и заключается в следующем:
1. Несмотря на осуждение Никоновых реформ официально никто из них не предложил вернуться к прежним уставам, обрядам, и обычаям. Опять та же беспринципность и непоследовательность, т.е. - вначале извратили и разрушили, затем признали свои действия ошибочными и... остались в этом состоянии. Надо бы продолжить и сказать, что если однажды разрушили храм - так давайте восстановим его, а с ним разрушенный и поруганный чин и порядок. Нет, хитрая политика Никона продолжается, только уже под личиной доброжелательности. Мол, приходите вы к нам (а не мы к вам) мы вас примем и приласкаем, снабдим всем необходимым и успокоим. В общем-то, то же самое что и при Никоне, только Никон языки вырезал, сжигал и в ямы садил, а сейчас лестью и уговорами , предоставлением храмов, книг, и другими привелегиями.
2. Всем учением и всей практикой никоновское священство расшатали у народа веру, приучили относиться к вере в Бога снисходительно, как к чему-то , хотя и необходимому, но не первостепенной важности. Почему после 1917 года верующие никоньяне так легко отшатнулись от Бога? Буквально несколько лет Советской власти полностью изменили мировоззрение верующих лдюдей. Ответственность за духовное состояние русского народа новообрядческая церковь взяла на себя и взяла насильно - с нее и спрос. *По плодам их узнаете их*, говорил Христос (Мф. 7.16.) Теперь также снисходительно привлекают к вере бывших атеистов и коммунистов, вместе с легковерными старообрядцами, но и эти *плоды* дают немало поводов для размышлений
3. Разрушенные уставы и обряды, искаженные таинства и, особенно, обливательное крещение, распространенное вначале в западных областях, а затем и повсеместно, лишили преемственности благодати, передаваемой через священство. Уже через 150 лет после реформы невозможно было отыскать по правилам крещеного и рукоположенного священника. А про нынешнее священство можно вообще не говорить. Следовательно, все то, что выставляется как огромное преимущество никоньян, т.е. храмы, власть епископов, таинства и литургия, множество икон и книг, все это только форма, пустой сосуд. То , что сейчас можно видеть в храмах при совершении крещения и евхаристии, в лучшем случае можно назвать не святым таинством , а церковным обрядом. В худшем - глумлением над таинством. Видимая сторона: стены храмов, ризы и чины никак не гарантируют действенности таинств. Может быть как раз те проклятия, которым подвергли святоотеческое предание, как раз и нарушило ту самую апостольскую преемственность, которой так гордятся новообрядцы. Если корни новообрядческой иерархии питались не Христовой плотию и кровию, а християнских мучеников, то может ли БЫТЬ уверенность в том, что выросшее на этих корнях дерево готовит для всех вкушающих от него живоносные плоды? Имеет ли право христианин, имея такую почву для сомнений , подходить к святому причастию? По духу своему будет ли это причастие Христу или, напротив, - антихристу?
4. Задолго до Московского собора 1666-67г. греко - восточная церковь, объединенная под началом четырех вселенских патриархов, начала процесс сближения с католической латинской церковью. Собственно, собор 1666-67г. и имел целью привести в соответствие *отсталую* Русь под общие мерки, в основе которых лежат многие еретические отступления от апостольских и вселенских соборов и правил. Сегодня продолжается процесс дальнейшего сближения и слияния, теперь не только с католической церковью, но и всех мировых религий. И в этом процессе господствующая русская церковь занимает весьма активную политику. Постоянные контакты с католиками на самом высоком уровне, участие во всех международных религиозных форумах, с участием представителей всех религий и конфессий, на которых активно обсуждаются вопросы сближения и объединения религий, широкомасштабное нашествие католицизма со строительством храмов и внедрением католического священства - эти процессы очевидно показывают, насколько обоснованы опасения автора книги о Вере в том, что сближение с католиками под видом исправления книг, начатое Никоном под руководством восточных патриархов, и продолжающееся до сего дня, не есть ли оно *последнее отступление* в которое нужно ожидать предотеч антихриста.
5. Почему именно старообрядцы привлекают пристальное внимание никоньянского духовенства? Почему перед некогда гонимыми и презренными раскольниками с такой готовностью и всепрощением расшаркивается господствующая церковь, привлекая к себе, хотя и без раскаяния в содеянном? Да потому, что от них одних исходит опасность разоблачения подлога и обмана, только они кое-где сохранили представление о неискаженных таинствах, о жертве искупления, о невозможности жить по новым никоновским обрядам. Верующие никоньяне воспринимают измененные обряды привычно и естественно, вновь обращенные коммунисты и беспартийные атеисты вообще не знают, в чем суть, остаются только старообрядцы, вот к ним и обращено пристальное внимание. Приманки в виде * святых мощей*, всепрощения и возможности выполнения всех обрядов и таинств пропагандируются всеми доступными средствами, о чем писалось выше.
Здесь обращено внимание на пять причин, по которым следует опасно относится к вопросу о священстве и о тайнах, а конкретных примеров, подтверждающих эти выводы, можно приводить бесконечно, их ежедневно приводит сама жизнь.
В заключение следует ответить на основные вопросы, которые содержатся в выписках Зеленкова: возможно ли спасение без священства и причастия, пребывает ли благодатное священство до скончания мира, возможно ли простолюдинам исправлять церковные таинства и обряды.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: о тайнах Христовых, причастии, жертве искупления. Обещание Исуса Христа, данное апостолам о пребывании с ними до скончания века относится не только к апостолам, но и ко всем верующим в него и заповеди его хранящим. Оно не определяет место, в первую очередь оно определяет условие сохранения благочестия, соблюдение заповедей Божиих аще во граде, аще в церкви, аще в пустыне, аще в келии, н просто на всяком месте, яко сам рече: идеже бо есте два или три собрани во имя мое, ту есть посреде их (Мф.20 зч.76) То же относится к завещанию, данному Христом на тайной вечери: *Ядыи мою плоть и пияи мою кровь, ко мне пребывает и аз в нам. Сие творите в мое воспоминание*. Где и как это совершается, об этом в Евангелии не говорится, но апостолами и святыми отцами возвещено, что жертве тайной приноситися в воспоминание Господне даже до скончания века. Мы веруем св. апостолу Павлу, св. учителям церковным, веруем во всемогущество Божие, веруем, что действие Благодати Божией не зависит от случайных обстоятельств земной жизни. Разве отсутствие земного благодатного священства прекращает или ограничивает действие Св. Духа, и Христос без отпадших епископов уже более не первосвященник? Нет, никоньяне смогли уничтожить Павла Коломенского, но уничтожить милость Божию и его всемогущество не удастся никому. Да, у нас нет видимого таинства, но мы не повинны в его уничтожении, всем сердцем желая причастия св. тайн Христовых , верим, что нас не оставит тот , кто в существе своем есть преизбыточная любовь и совершенство. Иуда принял причастие из рук Христа и в него вошел сатана, а разбойник без причастия по одному слову Спасителя вошел в рай. Сам Христос называл себя *источником воды живой*, предлагал пить от себя всем. В этом есть, конечно, буквальный смысл, имеющий отношение к таинству св. Евхаристии, но есть и духовный смысл, о нем можно многажды прочитать в минеях и прологах о тех уверовавших во Христа св. мучениках, которые не только св. Евхаристии, но и св. крещения не успели удостоится, но пострадали за веру Христову и удостоены венца. *Пияи воду сию, не вжаждется во веки, вси вжаждущии на воду сию приходите и напийтеся и жизнь приимите*. *Тако же и мы желати длжны есми и жаждати божественныя воды, и поучения Спаса нашего и Бога, и любовь имети несытну*. *Слышащий божественная словеса, аще жаждуще приемлет, дондеже испиются, николи же престанут*. *Верующему в мя, якоже рече писание, реки потекут от чрева его воды живые*. *Вода живая - благодать, есть Духа святаго*. И паки *Мнози бо мняху веровати, но неправо и понеже убо они своим ересем наследоваше, того ради погибоша, сих бо всех отрицается Господь глаголя, некем вас, отступите от мене вси делатели неправды*. *Свет бо Христос, яко душам просветитель, иже житием и словом очищающимся*.(Все выдержки из Толк. Евангелия, поучение в неделю 50-цы) Из этого поучения очевидно можно понять, что Христос поучает о жизни в соответствии с верой , в усвоении всем существом человеческим спасительных заповедей Исуса Христа.
Св. Киприян в послании к 77 мученикам и епископам так пишет: (их содержали в заточении, т.е. лишены были службы и причастия) *Не имете рече, возлюбленная братия, ни единыя тщеты во благоговении и вере, яко тамо в сие время священници божии приношения ижертвы совершать не можете. Пожрите в жертву дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит. Сию жертву Богу непрестанно воздаете в день и в нощь и сами жертва жива и свята*, (кн. Барония) .
Св. Ефрем о пустынниках, церкви и Евхаристии не имущих, обаче через высокое достоинство жития честнейшн паче всего мира явишася в слове 111 так пишет:*Юже поют в горах и вертепах, жертва благоприятна приносится Богови. *
Св. Феофилакт в Благовестном Евангелии (от Иоанна л.105) *Не токмо по тайному причащению ясти и пити кровь Владычню являет, но и через деяния н видение причащатися сказует*.
Св.Анастасий Синаитский в кн.Патерик иеросалимский пишет об отшельниках, живущих в горах и не посещающих Храмы: *Вся собрания и службы и праздницы и причащения н жертвы сего ради быша, яко ДА очистится человек от грех своих, и вселится Бог в онь, по иже от Христа реченному: яко приидем аз и отец мой и обитель в нем сотворим и вселюся в них и похожду. Егда убо человек одушевлен и богоздан будет Божии и Отец и Сын и св. Дух живет и ходит, отстоит душа богоносива от всякая любве цервей здан-ных и жертв видимых и собор множество и праздник человеческих, внутрь бо имет в себе Отца, внутрь же Сына - Архиерея, внутрь Дух- истинный огнь, внутрь жертвенник - чисту совесть, внутрь о чистилище грехов
- духовную слезу, внутрь вышнии Иеросалим - радостную душу, прочее яко духовен, духовныма очима духовныя жертвы приносит, дух бо есть Бог и покланяющимся ему в Дусе и истиною бо достоит покланятися*.
Книга *Жезл*(нзданная в 1671г. л. 49об.) *Ведати нужда есть всем, яко тайны церковныя иные суть по нужде посредня, каковы суть - Миропомазание, Евхаристия и Елеопомазание, ихже аще кто и не СПОДОБИТСЯ нужды некия ради, спасен бысть может. Иные по нужде заповедей, таже есте две: Крещение и покаяние, егоже кроме несть леть спасения получити*.
Гораздо большее предостережение дает апостол пртив причащения недостойного: *Ядыи и пия недостойне
- суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня*(Коринф. 149). А в никоньянской церкви подходят к причастию не рассуждая и без разбора. В старчестве еще более строжайше приводит: *Аще недостойне приимаеши святых таин, повинен бываеши телу и крове Христовой, и обретаешися самого Христа убивая, и онаго закланию повинен еси*. (Поморские ответы стр.322).
*Беззаконник, жряи ми тельца, яко убиваяи пса* (Исаия 66.3).
Из всего вышеизложенного следует:
-аще кто имеет от дрелеправославного священника животворящие тайны и у себя их содержит - яко от самого оного да причащается;
-аще кто не имеет - веру всеусердну, желание огнепально и житие добродетельно содержит, со слезами Господеви Богу моляся тоя святыни не лишитися через сия средства изрядная.
ВОПРОС ВТОРОЙ. О составе церкви, о неодолимости ее вратами ада, о вечности священства и возможности спасения без священства .
Церковь, как определено в Катехизисе, есть собрание всех верных Божиих, держащих непоколебимо православную веру, достойных принимать божественные таинства и имеющих главу - Христа и правление святых его, т.е. священников. Другой смысл - церковь есть освященный Храм для совершения литургии. Из этого определения явственно видно, что церковь без священства быть не может, а человек вне церкви спасен быть не может.
Прежде было обращено внимание, что никоньяне на этих определениях оправдывают всю свою раскольническую деятельность и совершают нападки на старообрядцев, якобы не приемлющих священства. Теперь настало время подробнее рассудить эти вопросы.
Первосвященник церкви - есть Христос, он иерей во-веки по чину Мельхиседекову. Священство по чину Ааронову имело начало и конец, а священство по чину Мельхиседекову, т.е. Христово и церкви, начала не имеет и не окончится. Христос передал священную власть апостолом , а через них - епископам для преемственного продолжения. Прежде всего нужно сказать , что хотя храмов Божиих много, а Церковь - одна, она неделимая и во главе ее стоит Христос. Неделимость Церкви в том, что она есть собрание всех верных Божиих. Те, кто уклонился в ересь, уже не может считаться состоящим в Церкви. Разделение церкви на Восточную, Греческую, Русскую православную, Западную - это разделение условное- историческое и географическое. Где бы ни находился церковный храм, под чьей бы властью он ни священнодействовал - состав Церкви будет состоять только из истинно верующих християн. Об этом говорил сам Христос: *идеже аще два или три во имя мое - ту и аз посреде их*. В основании Церкви лежит вера. Именно о вере говорил Христос, что на этом камени созижду Церковь и врата адова не одолеют ей. Следовательно, незамутненная, чистая вера и собрание истинно верующих християн - вот чего не одолеют врата ада. А священство, спросите вы? Да, и священство тоже. Преемственная благодать через хиротонию и трехчинную иерархию - это тоже входит к состав Церкви, но, что без освященных лиц Церкви не может быть - об этом в Катехизисе ничего не сказано, т.е. Церковь может состоять и из троих православных. А познавать Церковь только по трехчинной иерархии - это обычай католический. Это у них есть Христос видимый - Папа, есть 12 апостолов - 12 кардиналов, епископы-аббаты. Трехчинная иерархия входит в состав Церкви, но о том, что Церковь сохранится до скончания мира в полном составе -нигде об этом не говорится, наоборот, ап. Павел говорит в послании к солуняном о изменяющемся составе священнослужителей: *овы апостолы, овы пророки, овы благовестники, овы же пастыри и учители*. (Сол. зач.224) Нынче этого уж нет. И в будущем состав священнослужителей также может измениться, хотя Церковь, как собрание верующих, сохранится. В Благовестном Евангелии (Лука. 54) читаем: * Сии то сребреиники Господь, восходя на небеса, оставил апостолом, на времена учителем и епископом *. На определенные или неопределенные времена дана власть епископом и учителям? На это отвечает тот же Благо-вестник (Мф. зач. 11):*Евангелие: Не вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем иже в храмине суть. Толкование: Аз рече (Христос апостолам) зажегох свет сердца вашего, и на высоте поставих светити всем, а еже не угаснути благодати, сущей в вас , на вашем подвизе буди се*. Из приведенных мест видно, что благодать епископам и священникам дана до тех пор, покуда они сами будут достойны, т.е. с уклонением священства от истинной веры благодать, данная им, должна угаснуть. Об отпадении пастырей и сохранении при этом Церкви, как собрания верных Божиих, свидетельствует св. Иоанн Златоустыи: *Дьявол, коварный изобретатель козней, надеялся, что погубив истинных пастырей, он легко расхитит стадо, но , запинаяй премудрым в коварстве их, желая показать ему, что не люди управляют церковью, но сам Он (Бог) пасет везде верующих внего, попустил быть этому, дабы дьявол, видя, что и по истреблении пастырей благочестие не уменьшается и проповеданное учение не истребляется, но еще колее возрастает, узнал из самих дел, и он (дьявол) и все служители его, что наше учение не человеческое, но снизошло к нам с высоты небес, что Бог везде управляет церквами, и что вступающий в борьбу с Богом, никогда не может остаться побе-дителем*(Беседы на всякий случай т. 1 стр.339). Здесь ни добавлять, ни пояснять ничего не нужно; несмотря на то, что истинные пастыри все истреблены , но Церковь не уничтожена, хотя и осталась без священства. Об этом же говорит бл. Иероним (ч.6 стр.386): *Пусть разумеют епископы и сослужители их презвитеры и дияконы - весь чин церковный - что если они исполнят повеленное им, и, между прочим, не будут проливать невинной крови, то сохранят данный им от Господа сан. Если же исполнить этого не захотят и этим пренебрегут, то сами обратят Церковь Божию в пустыню*, т.е. если бы никоновское исправление обошлось без ереси, очем писано выше, и без мученической крови, то ,возможно они сохранили данный им от Господа сан.
Никон Черныя горы: *Отступльшии отец святых преданий епископы и презвитеры не имеют в себе бла-годати святаго Духа, ниже иным подати могут*. Исус Христос, давая обещание о неодалимости церкви вратами адовыми, вкладывает совсем не тот смысл, какой вкладывают еретики, отрекающиеся от истинного учения. В первую очередь, он дает людям свет своего учения, во-вторых, привлекает учеников и все языки к своему учению, в-третьих, утверждает, что учение его основано на вероисповедании ,( вспомним, что эти слова сказаны в ответ на первое признание Петра, когда он впервые назвал Исуса Христа Сыном Божиим), в-четвертых, он не исключает, что не все последуют его учению (далее у Иоанна он говорит: *Аз есмь лоза, вы же рождие. И иже будет во мне, и азъ в нем, той сотворит плод мног; яко без мене не можете творити ничесоже, Аще кто во Мне не прибудет, извержется вонъ, якоже розга, и изсышет* (Ев. от Иоанна гл. 15 зач 8),
и, наконец , в-пятых, Он дает понять, что все оставшиеся верные Его заповедям будут защищены от временных нападок, им, как и апостолам, будет помогать Дух Святыи, и с Его помощию они выдержат борьбу с вратами ада - т.е. с еретиками, и именно они и будут составлять Церковь Божию. Вот такой смысл в вечном обетовании Спасителя. Бог верен обетованию, но люди отрекаются от истинного учения и становятся недостойными этого обетования. Почти все отступления от Церкви в течение Истории осуществлялись через отпадение пастырей, Все еретики, осужденные на Вселенских Соборах - бывшие святители самого высокого ранга: ариане, македониане, несториане, новатиане, павликиане и т.д. , сам папа Римский, униаты и никоньяне - все отпали через своих лжепастырей. В основе ереси лежит гордость - стремление переиначить на свой лад Истину и подчтнить себе и увести в ересь как можно больше верующих. Они видят в своем сане грубую человеческую власть - возможность казнить , проклинать, уничижать. Но в обетовании Спасителя пастырям отводится другая роль - просветительная и спасительная : *Бог возжигает светильник - иерея, и поставляет на свещнике - на светоносной его кафедре, чтобы ,как молниями, озарял Церковь и догматами и деяниями, свободными от всякой тьмы, а народы, видя лучи животворного светения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов*. (Преп Исидор Пелусиот, ч.1стр22 по изд 1859г.)
Для этих светильников вместе с поучаемыми ими народами в полной мере относится обетование Спасителя: * Итак наблюдает все нас касающееся и тонко изследует оный Архиерей всех, то есть Христос... И если будет повреждение или перемена правой веры на неправую или уклонение к порочности нравов и зложеланию, в особенности для него ненавистному, то Он отвергнет таковых снова, как оскверненных и произнесет суд, объявляющий их совсем нечистыми.* ( Св. Кирилл Александрийский ч.З стр 125 по изд 1906г.)
Предупреждает об этом и Златоуст: *Буду ли обещать какое-либо блага, не ослабевайте, надеясь на обещание: ибо если ты окажешься недостойным, то Мое обещаиие не только не принесет тебе никакой пользы, но еще увеличит твое наказание *(Беседы на Матфея, бес. 64 1ч.З )o
О том же и Блаж. Феодорит: *Если и тысячекратно повторит Бог обетования благ, но мы соделаем себя самих недостойными дара, то послужим препятствием Божией щедрости... Если кто преступит Твои повеления, то делает себя недостойным Твоих обетований.* (блаж. Феодорит ч.4 на пророка Даниила гл. 9).
И блаж. Иероним:* Господь с вами , пока вы с ним. Если оставите его , то и Он оставит вас (Паралипоменон, гл.12 ст.5).
Сам Исус Христос наделяя властию и благословляя на подвиг духовный своих учеников и апостолов, говорит им: *Вы есте соль земли* -но одновременно предупреждает их *Аще соль обуяет, чим осолится; Ни во что же будет к тому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки.* Толкование. Учитель бо , рече, аще возсмердится, сиречь ,аще не радит учити, и обличати. и лютити, но разленится, чим осолится; прочее же , вон извержен будет от сана учительскаго, и попираем бывает, сиречь презираем всеми* (Евангелие от Матфея зач.11)
В большой соблазн впадают християне - старообрядцы, послушающие сладкоглаголивые никоньянские проповеди, (почти не отличающиеся от католических) обещающие спасение только за соглашательство с ними .
Превыспренние слова возносят они о своей церкви:
*Непорочная, сияющая благочестием, прославляемая мощами и чудесами, всепрощающая и всеобъемлющая, возрождающаяся и господствующая, необременительная и нетребовательная, тихое и необуреваемое пристанище до окончания жизни и до скончания века* - такими сусальными пряниками заманивают легковерных, как будто не было моря крови мучеников, трехсотлетнего стона десятков миллионов ни в чем не повинных людей, как будто не было священников-мучителей, священников- коммунистов, будто нет сейчас священников- коммерсантов. Поистине, слово в слово совпадает в гл. 18 откровения Иоанна Богослова описание господствующей церкви и ожидающего ее возмездия:
*И по сих видех ина Ангела сходяща с небеси, имуща область велию: и земля просветися от славы его. И возопи в крепости гласом велиим глаголя: Паде, паде Вавилон великий, и бысть жилище бесов и хранитель всякому духу нечисту , и хранилище всех птиц нечистых н ненавидимых: яко от вина ярости прелюбодеяния своего напои вся языки; и царие земстии снею любы деяша, и купци земнии от силы пищи ея раз-богатеша. И слышах глас ни с небеси глаголющь: изыдите из нея людие мои, да не причаститеся ея даже до небесе. И помяну Бог неправды ея. Воздадите ей , яко и та воздаде вам, почирплите ей сугубо. Елико прославися и разверепе, толико дадите ей мук и рыданий; яко в сердцы своем глаголет , яко сежу царицею , и вдова несмь, и рыдания не имам видети.* Сего ради во един час приидут язвы ей : смерть и плачь и глад, и огнем сожжена будет, яко крепок Господь Бог судяй ей *.
Как неизбежно было падение , так неотвратимо будет наказание , очем сам Исус Христосъ предсказал своим ученикам: * Невозможно есть не прийти соблазнам, Горе же, егоже ради приходит. Уне ему было бы, аще бы камень жерновный возложен на выю его, и ввержен в море, неже да соблазнит малых сих едина-го.*(Евангелие от Луки зач.83)
Закончить сие воззвание можно призывом Иоанна ,мниха Афонского, обращенные к своей братии во время отпадения униатов в Южной и западной Рооссии: *Спасайтеся, братия моя возлюбленная, верное стадо Христово, роде избранныи, языку святыи, царское священие ,людие обновления, русскии благочестивыи народе! Сами спасайтеся верою! Спасайтеся заповедями евангельскими! Спасайтеся законом отеческим! Спасайтеся честным и целомудренным житием. Пребудете в церкви, пребудете в ограде, пребудете в законе, пребудете в согласии, единости и любви!*
А к бывшим и прельстившимся старообрядцам можно обратится словами Иоанна Богослова , от имени Господа обращающигшося к ангелу Ефесской церкви: *Вем твоя дела, и труд твой , и терпение твое, и яко не можеши носити злых, и искусил еси глаголющияся быти апостолы, и не суть, и обрел еси их ложных, И не понесл еси , и терпение имаши, и за имя мое трудился еси , и не изнемогл еси. Но имам на тя , яко любовь твою первую оставил еси, Помяни убо, откуду спал еси, и покайся , и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро, и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися.(Апокалепсис. гл2).

Принято на соборе старообрядцев в г. Ревде в августе 1996 г.

Каталог ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz