4. О ЛЕСТОВКЕ.
Лестовка, принятая в Старообрядческой Церкви, есть
приспособление для счета молитв. Впервые употребление лестовки (или
вёр-вицы) было установлено в Церкви в 4-м веке святым Василием Великим
в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к
Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым
Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались
неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением
определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго"
- молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть
тысяч этих молитв, за Полунощницу, - шестьсот, за Утреню, - тысячу
пятьсот, и так далее. Подробнее об этом см. в книге "Устав о
християнском житии", (а также в книге "Святцы", или
"Малый домашний Устав, и в книге "Молитвенник" современного
издания), глава "О молитве домашней". Для правильного счета
молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее,
вервицу, - небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто
три узла (о количестве узлов см. Номоканон при Большом Потребнике,
л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными,
но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже
не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени
Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова)
в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное
совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть
необходимая часть християнской жизни.
Восприняв это понятие вместе с православной верой, и сохраняя его
многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила
византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась
и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы
и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой
Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов.
Обшивка вокруг лапостков - евангельское учение. Внутри между верхними
лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак
семи церковных таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение;
2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение);
5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там,
где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон
имеется по три ступени (или бабочки). Еще три большие ступени имеет
сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять,
- в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки - меньшего
размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым
Василием число ступеней, - сто и три, сохраняется (если не учитывать
шесть ступенек у верха лапостков). Как и всякая лестница, эта молитвенная
лестница имеет начало: пустое место без ступеней, называемое "землей",
- после него идут двенадцать малых ступеней, в честь двенадцати апостолов
Христовых. Затем, после первой большой ступени, - тридцать восемь
малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые
носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй
большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве
пути, следуют тридцать три малые ступени, в честь тридцати трех лет
земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой
ступени, - еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств
о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место,
называемое "небом".
Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление
для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые християне имеют ее
с собой всегда, где бы ни находились Лестовку принято держать в левой
руке, перебирая ее ступеньки от "земли" к "небу",
на каждую ступеньку совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся
и мысли не витали, где придется, а сосредоточивались на Божественном.
При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой
для совершения крестного знамения.
Во время богослужения все молящиеся должны стараться слушать, что
читается и поется в церкви, а по лестовке повторять Исусову молитву
могут только глухие и слабослышащие, и те люди, которые стоят в таких
местах храма, где плохо слышно чтецов.