О. Нифонт Родословие
Краткое описание о бегстве православнаго християнскаго
благочестиваго священства, влекущаго благословение от Иосифа патриарха,
по лествице низходящей друт-друго-предатне аки жребий предающе; веруем,
яко сие и до нас последних доиде.
По убеждению благочестивых християн, истинно желающих уведети отрыв
бла-гочестиваго священства, иже не подклониша выя своя под ярем насильственно
внесеннаго новониконовскаго обряда в великороссийскую церковь, но
изволиша с первым во пророцех по пустыням скитатися и бегающим во
Египет по разным местам крытися, предпочтоша паче отрадныя и временныя
тесную и прискорбную жизнь ради будущаго воздаяния, мнози же из них
и запечатлеша страдалческою кончиною свое начинание. Изволи-ся нам
последним описати следы тесношественныя жизни их для ведения же-лающим
насколко могли обрести в их рукописях и разных историях нынешних жизнеописателей,
Начнем же сине.
Когда московское патриаршество по кончине Иосифа патриарха Никону
вруче-но бысть, тогда великое смятение в росийстей Христовой церкви
содеяся. Аще и преж-де сего многая претерпеваше от внешних врагов,
но не тако восколебася, яко же от сея внутрения рати. Внешняя бо рать,
аще и убивает телесне, души же не касается, сия же и души вечней пагубе
предает. Ибо Никон, осуетившись умом и сердцем, не восхоте по-следовати
святым древлероссийским архипастырям и бывшим прежде его святейшим
московским патриархам, но превознесеся над ними самомнением и гордостию,
внушая епископом и всему причту церковному, таже и самому царю и сигклиту,
аки бы неот-ложнея нужда настоит исправить церковный книги с древних
греческих и славянских харатейных книг. Потом же, в третие лето патриаршества
своего, напечата некия книги со многою изменою противу древних, о
чем,не умолчаша тогда, но многия от причта церковнаго и простаго сословия
не восхотеша прияти их, усумнешася за многое несо-гласие оных с древними.
А друзии крепкодушнии возревноваша по благочестии и со дерзновением
начата обличати в том патриарха Никона яко погрешающа. Никон же, не
хотя готовым и углаженным путем шествовати со смирением, но дмяся
высокаго звания наукою, и в гордости любоначалия умысли проложити
путь новый, изначала греко-русской церкви неслыханный. Но даже верная
оной чада многократно ревностию под-визаеми обнажали свой мечь противу
латиноримскаго вероломства.
Никон же, несмотря на увещание верных чад соборныя церкве, умысли
пригла-сити на собор русских архипастырей(Речь, по всей видимости,
идет о церковном собо-ре 1654 г. (см. о нем: Макарий (Булгаков).
История русской церкви. М., 1996, кн. 7, с. 81-84).): архиепископов,
епископов и многих архимандритов, протопопов и игуменов - и требовал
от них общаго и безпрепятственнато согласия, дабы вси церковныя книги
напечатаны были по его мнению с древних греческих переводов под его
наблюдением.
Обаче бывшия на соборе сем Макарий, митрополит Новгородский, Маркел,
архиепи-скоп Вологотский, Александр, епископ Вятский, Павел, епископ
Коломен-ский(Макарий (ум. 14.11.1662) - митрополит Новгородский
и Великолуцкий (1652-1662). В произведениях старообрядческих писателей
ХVII-ХVIII вв. действительно встречается мнение о его тайном неприятии
никоновских церковных реформ (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы...
с. 049-050).
Александр (30.11.1603-17.12.1678) - епископ Вятский и Великопермский
(1657-1674). Родом из г. Сольвычегодска, постриженник Николо-Коряжемского
монастыря, где в 1643 г. он стал игуменом. В 1651 г. Александра назначили
архимандритом Вологодско-го Спасо-Каменного монастыря, в 1655 г. посвятили
в епископы Коломенские и Ка-ширские (вместо сосланного Павла), откуда
через два года перевели во вновь образо-ванную Вятскую и Великопермскую
епархию. Александр был знаком со многими видны-ми "старолюбцами",
в целом разделял их убеждения и даже занимался сравнением со старообрядческих
позиций старопечатных и новопечатных книг, за что его судили на Московском
соборе 1666-1667 гг. После покаяния он был прощен, вернулся в свою
епар-хию, однако 8 января 1674 г. самовольно оставил епископскую кафедру
и уехал в Нико-ло-Коряжемский монастырь, где впоследствии умер. См.
о нем: Бубнов Н. Ю. Алек-сандр // Словарь книжников... вып. 3, ч.
1: А-3, с. 55-59.
О Маркеле Вологодском и Павле Коломенском см. далее.), и прочий
мнози священного звания лица сомняхуся возложить доверие Никону на
исправление церковных книг и не соглашахуся на то. Наипаче же всех
Павел, епископ Коломенский, крепце ста за святоцерковное благочестие,
всеревностно состязуяся с патриархом Никоном, не по-пущая в церковь,
новый устав вносити, но обличаше прелесть его и заблуждение.
Никон же, видя непреклонную твердость во святоотеческой вере Павла
еписко-па, ярости и гнева исполнися и неистовством шатаяся, пред всем
собором оказа лютый нрав злобы своея, сорвав с епископа Павла соборную
мантию, и своим посохом и свои-ми руками бил его без милости и наконец
повеле его заключить в темницу.
Видевше же таковый жестокий нрав Никона, вси сущий на соборе том и
убоя-шася, ниже что смеяху вопреки рещи. И не хотяще вси епископи
подписашася по воли его быти - кроме епископа Павла.
Видя убо Никон, яко не бе еще подобного епископу Павлу воли его сопротивника,
возмне, яко и Павла епископа удобнее возможет склонити к воли своей
многочис-леннаго собора неволным согласием, повеле единому архиерею
от единомысленных себе, мужу злохитру сущу и велеречиву, увещати Павла
повинутися соборному уложе-нию и ко приятию новоисправленных книг
подписатися.
Той же призва Павла, рече ему: "Почто не приемлеши соборнаго
уложения и патриарху не повинуешися?"
На сие епископ Павел кротце отвещеваше: "Неправо сие глаголеши,
ниже помыслих когда что таково, еже противитися православныя церкви,
отцы преданному учению и ея уставом, яже суть во утвержение веры православныя.
Но понеже принуж-даем ко приятию новоумысленных вами догмат, николи
же нам, верным сыновом грекороссийския церкви слыханным, сего ради
не могу пременить верности моея ко отечественной правде, но готов
есмь и умерети о ней, да не нарекуся отметник православныя веры християнския
измены ради сих".
Сия же Павлу вещающу, не попусти ему более о правде глагола-ти и правость
благочестия исповедати, оный злохитрый увещатель яростию прещаше,
различно уни-чижая новаго исповедника.
Тогда Павел, не терпя хулы его слышати, понеже правду лжею покрывает,
а истинну попирает, сице рече ему, глаголя: "У вас правда попрана
есть, истинна погибе, правосудие от пастырей скрыся и несть законнаго
испытания и опаснаго вещей раз-смотрения".
Виде же Никон такову ревность терпеливаго страдалца новаго исповедника
епископа Павла твердость в вере и непреклонное его великодушие, отчаяся
надежды уве-щати его ко приятию новоисправленных книг, осудив на заточение
и послав в Новгородския пределы.
Пребывающу же тамо епископу Павлу, мнози благочестивии мужие к нему
прихождаху. Он же приемляше всех с радостию, поучая непременно держатися
святоотеческаго благочестия, глаголя сице: "Возлюбленнии мои
братия и чада о Господе! Стой-те во благочестии, держитеся предания
святых апостол и святых отец, а новых догмат, внесенных в церковь
от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себе от творя-щих
распри и раздоры чрез учение, подражайте вере бывших святых российских
архи-пастырей, в научения странна и различна не прилагайтеся".
И другими сему подобными словесы утвержая во благочестии к нему приходящих.
Услышав же сие Никон, посла к нему строгих назирателей, да запретят
Павлу поучати и не попустят приходити к нему на беседу и посещение
никого же, а в особенности единомысленных ему.
Скорбяше же о сем Павел, последи же тай пришедшим к нему некиим ревнителям
благочестия из священных особ и простаго звания, он же исполнив очи
свои слез, нача глаголати: "Возлюбленная моя братия! Се видите,
яко время уже приближися по-следняго моего с вами свидания и разлучение
настоит, невозможно вам будет еще видети мя. Аще сие и велми болезнено
есть, но обаче яко же Господеви годе бысть, тако да будет о мне во
всем святая воля Его. Вас же о сем прошу, не стужайте о моем с вами
разлучении и не дадите себе во отчаяние: не имут бо скончатися грады
Израилевы и род християнский не прейдет, яко же о сем самая истинна,
Христос, рече".
Они же, сие слышавше, восплакашася и к нему рекоша: "Благослови
ны, владыко святый, своим последним благословением".
Он же, обратився к ним, рече: "Буди благословение Господне на
вас, и на чадей ваших, и на всей церкви - идеже убо Бог благоволит
ей быти, да почиет в ней Дух Святый".
Они же еще вопрошающе его рекоша: "Владыко святый, научи нас,
что имамы по твоем от нас разлучении творити, ибо мы от сих иереов,
иже остаются за вашим благословением, и прочих имущих хиротонию от
православных архиереов, восприемлюще Божественная таинства, не можем
лишитися Божия благодати. Но аще сим будет оску-дение, что тогда сотворим,
и киим образом священство будем имети и от кого возмо-жем тела и крови
Христовой причаститися и прочия приимати церковная таинства?"
Павел же епископ, на сия отвещав, рече: "Писано есть, чада мои,
во Святом Писании: Яко же убо Христос не умирает, тако и священство
Его не престает и тело, и кровь Христова до скончания века пребудет.
Но аще и будет пресекатися священство поставления благочестивых епископов,
и ниже тогда подобает приходити во отчаяние - Бог бо рекий от камени
Аврааму чада воздвигнути, может бо и свыше дати Своим промыслом духовное
окормление Своей церкви.
Обаче убо зрите в божественном писании, како положиша святии апостоли
и святии отцы на вселенских и поместных соборех правила от ересей
обращающихся приимати.
На три чина разделяют таковых божественная правила (глаголы Павла
епископа). Перваго чина повелевают совершенно крестити, яко же и еллинов.
Втораго же токмо проклинати свою и всякую ересь, противную церкви
Божией, и помазовати святым миром. А третьяго ни крещати, ни миром
помазовати, но токмо проклинати свою и прочия ереси вся - и тем довлеющеся
быти приятом на общение.
Тако и вам подобает разсмотряти уклонение от истины Никоновых последовате-лей
и прочих по них новых учителей и паче же разсмотряти их крещение.
И аще отло-жат они в крещении три погружения и будут крестить во едино
погружение или обли-вать или иным каким-любо странным образом, тогда
ко общению святоцерковному приимати их подобает, яко же и еллинов,
первым чином, сиречь совершенно крестити святым крещением. Но аще
(1-го вселенского собора правило8) они будут крестить в три погружения
во имя Святыя Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - тогда и вам подобает
от оных принимати вторым чином, сиречь творить их проклинати своя
и иныя ереси вся, святым миром помазовати и иже аще будут священнии,
то за ними наблю-дать паки той же чин.
Аще ли кто отступит православныя християнския веры, соблазнився каковою
ересию, и, пребывши в ней неколико время, познает свое заблуждение
и, раскаявся, па-ки к православней вере обратится, таковаго подобает
принимати третиим чином, сиречь проклинати им ереси, в них же бяху,
а миром не помазовати. Но аще кто во благо-честии крещен быв, отвержется
православный веры и похулит ю, еретическую же нач-нет похваляти, и
пребыв неколико время восхощет паки к православней вере приступи-ти,
таковаго припимати подобает вторым чином, си есть с проклятием ереси,
в них же бяху, и миром помазовати.
Сице убо заповедаю вам, возлюбленная моя братия и духовнии чада о
Господе, веруйте словесем божественным и соблюдайте заповеди Божия,
всю надежду спасения своего возлагайте на спасителный промысл Божий,
ибо щедр есть и милостив промыс-леник спасения нашего и никогда же
оставит рабы своя, но яже на ползу им устроити имать".
Они же, много плакавше о разлучении своего архипастыря, и восприемше
от не-го благословение, и кождо давше о Христе целование, во свояси
отидоша.
Потом же наипаче немилостивии приставницы начата озлобляти Павла епископа
и различныя пакости деяти, их же и считати и сказати подробну невозможно
есть, но всякими козньми и томлении озлобляти. И не по мнозе времени
без вести его сотвори-ша (по Винограду же, в срубе сожгоша).
И тако убо святая Христова церковь лишившися положившаго душу свою
о па-стве словесных овец великоревностнаго о благочестии архипастыря,
осталась кроме видимаго высшей степени архипастыря, подвергшись жестоким
гонениям, мучителству и томлениям, пользуяся духовным окормлением
единых благочестивых священников под непосредственным управлением
великаго архиерея, прошедшаго небеса Исуса Христа Сына Божия.
Колико бяше священных лиц, не восхотевших подобно епископу Павлу отступите
святоцерковнаго благочестия, но даже и души своя положиша за то.
А имянно:
1. Лазарь, священник московский, иже и духовник бе Алексею Михайловичю
до при-ятия им Никоновых нововведений в церковь.
2. Аввакум, протопоп московский, иже бе цензур печатных книг при патриарсе
Иосифе.
З. Иоанн Неронов, протопоп московский, иже бе сотрудник Аввакуму,
цензур печатуе-мых книг при патриарсе Иосифе,
4. Федор, диякон Успенскаго Московскаго собора, иже бе справщик на
Печатном дворе при патриарсе Иосифе.
5. Спиридон Потемкин, архимандрит Покровскаго монастыря, московский.
6. Капитон, священник Покровскаго монастыря, московский.
7. Симеон, священник вязниковский.
8. Логин, протопоп муромский, муж, великаго смирения и благаго разсуждения
испол-неный.
9. Никита, свящеппик суждальский.
10. Полиект, священник боровский.
Сии вси страдальчески души свои положиша по благочестии.
11. Никанор, архимандрит Соловецкаго монастыря: седмь лет не впущаху
во ограду монастырскую новых проповедников с новыми уставы. Наконец
воинскою силою вни-доша. И тако великодушный адамант, новый исповедник,
славный полководец, архи-мандрит Никанор со избранным стадом словесных
овец страдальчески души своя по-ложиша по благочестии.
12. Илия, священник новгородский.
13. Варлам, протопоп псковский.
14. Логин, священноинок.
15. Ияков, священноинок схимник.
16. Пафнутий священноинок.
17. Лазарь, священник романовский.
18. Даниил, священноинок.
19. Сергий, священноинок ярославский.
20. Даниил, протопоп костромский(Судя по отсылке, Нифонт составил
этот список преимущественно на материалах "Винограда Российского"
известного выговского пи-сателя XVIII в. Семена Денисова. Привлекались
им и другие источники. При этом он допустил ряд ошибок и неточностей.
Так, открывающий его список Лазарь - фигура явно вымышленая, так как
духовником царя Алексея Михайловича в 40-50-е гг. XVII в. был протопоп
кремлевского Благовещенского собора Стефан Внифантьев, действи-тельно
возглавлявший кружок "ревнителей древлего благочестия" (см.
о нем; Румян-цева В. С. Народное антицерковное движение в России в
XVII веке. М., 1986, с. 31 42). В соответствии с расхожим мнением
Аввакум и Иван Неронов названы Нифонтом "цензурами" печатавшихся
при патриархе Иосифе книг, а дьякон Федор, ошибочно причисленный к
Успенскому Московскому собору (на самом деле он служил в Благове-щенском
соборе), поименован даже "справщиком" (о реальных связях
"ревнителей" с Московским Печатным двором см.: Там же, с.
42-53). Названный в списке Нифонта Капитон, "священник Покровскаго
монастыря, московский", в других источниках по истории раскола
не встречается. Неясно также, кто такие Логин. "священноинок",
и Ияков, "священноинок, схимник". О вязниковском священнике
Симеоне см.: Денисов С. Виноград Российский, или описание пострадавших
в России за древнецерковное благочестие. М., 1906, л. 51-51 об.
Логгин - протопоп из г. Мурома, ревностный приверженец старой веры.
По доносу был осужден на соборе 1653 г., лишен сана и отправлен в
ссылку в Муром, где и умер во время эпидемии чумы в 1654 г.
Никита Добрынин сын Константинов (ум. 11.07.1682) - суздальский священник,
вид-ный деятель и публицист раннего раскола, получивший от своих врагов
прозвище "Пустосвят". Был осужден на Московском соборе 1666-1667
гг., но принес покаяние. Во время стрелецкого восстания в Москве в
1682 г. возглавил старообрядческую деле-гацию на диспуте "о вере"
в Грановитой палате 5 июля, после чего был схвачен и каз-нен. Подробно
о нем см.: Румянцев И. Никита Константинов Добрынин ("Пусто-свят").
Сергиев Посад, 1916.
Полиевкт - священник из Боровска; около 1675 г. вместе с 14 последователями
был сожжен в срубе за раскол.
Илия - священник церкви св. Никиты в Крестецком Яме Новгородского
уезда; "крыя-ся в пустынях", занимался проповедью староверия.
Варлаам - протопоп Троицкой церкви в г. Пскове, впоследствии принявший
монашество в Псково-Печерском монастыре. После начала церковных реформ
ушел в Новгородскую Крестецкую пустынь; трижды арестовывался за проповедь
старой ве-ры и в конце концов был казнен.
Даниил - протопоп соборной церкви Федоровской Богоматери в г. Костроме.
был тесно связан с московскими "боголгобцами" и проводил
в своем приходе их политику, чем вызвал против себя мятеж (см.: Румянцева
В. С. Народное антицерковное движе-ние... с. 87-93). В августе 1653
г. за сопротивление никоновским церковным реформам был сослан в Астрахань,
где и умер в земляной тюрьме.
О других деятелях раннего старообрядчества, перечисленных в списке
Нифонта, см. ниже.).
По Винограду: вышеописанныя святители вси страдалчески скончашася
за древлеотеческия уставы.
Нижеписаннии особы священнорукоположени до Никона новозаконника, вместо
еги-петскаго сластовредия изволиша скитатися по разным местам, да
не будут принуждени отврещися пресладкаго спасителнаго имене Исусова,
с сим и самого Исуса и победнаго Его крестнаго знамения.
А имянно:
21. Дионисий, священноинок шуйский, бывший на Керженце.
22. Трифилий, священноинок вологодский, бежавый на Кержень.
23. Авраамий, священноинок лысковский, Казанскаго монастыря, бежавший
на Кер-жень.
24. Сергий, священноинок, игумен Бизюковскаго монастыря, тоже пришедый
на Кер-жень.
25. Исидор, священноиерей козмодемьянский, иже от великия ревности
Никоновых последователей, уразумевших прелесть его и приходящих в
правоверие, обсуждая совершенно крестити, но соборному последуя совету
керженских отцев, сниде на всеобдержную умеренность приятия оных токмо
чрез миропомазание.
26. Феофил, священноинок, игумен монастыря Далматова в Сибире.
27. Тихон, священноинок, уморенный за святоцерковное благочестие новомудрствую-щим
тобольским архиереем, в леднике предаде душу Господеви.
28. Никодим, священноинок сибирский.
29. Василий, священноиерей сибирский.
30. Иоанн, священноиерей сибирский.
31. Дометиян, священник сибирский.
32. Арсений, священноинок.
33. Дорофей, священноинок.
34. Симеон, священноиерей, различными томлении умучен, скончася в
городе Тобольске в начале осьмнадцатого столетия по Рождестве Христове.
35. Иов, священноинок, рукоположенный Филаретом патриархом. Сей святитель,
четыре монастыря устроивый - два еще при светлоцветущем благочестии
в Тверской об-ласти, а последния два уже по возмущении церковном Никоновыми
новшествами, во укрывательстве от оных, первый в Рыльском уезде Курской
губернии, а последний на Дону при Чире реце, где не успев освятить
новоустроенныя им церкви, в вечный покой отиде.
36. Досифей (основатели на Дону монастыря), священноинок, игумен Никольскаго
мо-настыря, недалече отстоящу от Тихвина, прииде на Дон в новоустроенный
монастырь от Иова.
37. Герасим, иеродиякон, такожде прииде на Дон в монастырь Иова, с
сим иеродияко-ном игумен Досифей освятив церковь, устроенную Иовом,
совершаше божественую литургию.
38. Пафнотий, священноиерей, пришедый на Дон в монастырь Иова.
39. Феодосии, священноинок Рыльский, терпел заточение в Кирилове монастыре
на Бе-леезере за святоцерковное древнее предание. Оттуда прииде на
Кержень прежде, потом на Дон в монастырь Иова, а конечнее на Ветку
в монастырь Покровский, тамо соверши подвиг свой.
40. Козма, священник московский, от церкви Всех святых иже на Кулишках,
преселися в Стародубская пределы, оттуду гонимый и утесняемый от Никоновых
споспешник отиде на Ветку в Польския пределы.
41. Стефан, священник белевский, совокупно с Козмою в Стародубских
слободах и на Ветке живя и странствуя.
42. Иоанн, священник ветховский.
43. Феодор диякон(Очевидно, продолжение списка "священных
лиц" составлено Ни-фонтом на основании "Белокринитской истории",
упомянутой им ниже, с привлечением других источников.
Авраамий - иеромонах, строитель Лысковского Богородицкого монастыря
в Нижего-родском уезде. За запрет употреблять в своем монастыре новопечатные
книги был осужден на одном из заседаний Московского собора 1666-1667
гг., принес покаяние и был послан для исправления в Троице-Сергиев
монастырь (см.: Материалы для исто-рии раскола... т. 1, с. 458; т.
2, с. 13, 20, 117-118). По всей видимости, именно этого человека старообрядческая
традиция отождествляла с неким чернецом Авраамием, основавшим в 80-х
гг. XVII в. скит на Керженце (см.: Смирнов П. С, Внутренние вопро-сы...
с. XXXII, 130, 156), однако тот, судя по всему, в священники не рукополагался.
Исидор - священник из поволжского г. Козмодемьянска, переселившийся
на Керженец. Согласно сообщению Ионы Курносого, был ярым защитником
перекрещивания и ак-тивно этим занимался, что привело в середине 90-х
гг. XVII в. к созыву по этому пово-ду специального собора с участием
Дионисия Шуйского и Со-фонтия, на котором пе-рекрещивание было запрещено.
Умер Исидор на Керженце (см.: Есипов Г. В. Расколь-ничьи дела... т.
II, с. 186-187).
Дорофей - с таким именем в истории раннего раскола известен некий
странствующий инок, постриженный в Ярославле игуменом Досифеем, который
принимал уча-стие в старообрядческом движении во время стрелецкого
восстания в Москве в 1682 г. (см.; Румянцев И. Никита Константинов...
Прил., с. 97). Впрочем, неизвестно, имел ли он сан священника и тот
ли это Дорофей, Судя по контексту, им мог быть и какой-то сибирский
иеромонах.
Герасим - дьякон с таким именем приходил на Дон из Льгова во время
освящения 21 марта 1686 г. игуменом Досифеем Покровской церкви в Чирской
обители, построенной еще Иовом Льговским. Его приход объясняли чудесным
образом:' одни говорили, что его привел ангел, другие -- что он "с
неба приходил" (Смирнов П. С, Внутренние вопро-сы... с. 160).
Об Арсении "свящеиноиноке" и Иоанне, "священнике ветховском",
конкретных сведе-ний нет. О других лицах, упомянутых в списке, см.
выше.).
Потом сии быша основатели монастырей и общежителных скитов, по разным
удобным на то местам многочисленная стада инок повсюду насадиша, о
чем ниже сего отчасти выясним, сколко нашему слуху могло прийти во
известие.
Вси вышепоясненныя священныя лица, имущия хиротонию от благочестивых
епископов и единою ревностию с Павлом, епископом Коломенским, за святоцерковное
благочестие всташа. И овии убо от них мученически скончашася, а друзии
смертнаго томительства укрывающеся, бегающе от места на место, спасение
себе уличаху. Ибо тогда не точию на священных лиц, но и на всех вообще
держащихся святоцерковнаго благочестия, православных християн, нестерпимо
гонение бысть. Зри и ужаснися, ка-коваго содержания государьственныя
указы выдавахуся о преследовании не преемлю-щих новониконовския уставы:
В 1 день апреля 7193 года (1693) великия государи цари Иоанн Алексиевичь,
Петр Алексиевичь и сестра их царевна София указали и бояре приговорили:
раскольщикам и впредь указ чинить по прежнему указу отца своего великаго
государя Алексия Михай-ловича, которыя раскольщики святей церкви противятся
и отцем духовным не покаря-ются, тех пытать. А которыя и после и с
пыток учнут в том стоять упорно же, а покоре-ния церкви не принесут,
и таких за таковую ересь по трикратному указному допросу, буди не
покарятся, жечь в срубе и пепел развеять - и прочая (Собрание государствен-ных
актов, том 4, но[мер] 284)( См.: ААЭ, т. 4, № 284. с. 74).
Подобно же сему и преданные никоньянским новшествам архиереи оказывали
свою суровость своими повелительными грамотами. Так, Питирим, митрополит
Новгородский, в грамоте своей от 18-го марта 7177 (1677) года архимандриту
Тихвинского мона-стыря Ионе повелевает выслать в Судный приказ тех
попов, кои совершали литоргию на седми просфирах с крестами старой
печати. А просфирен приказа отослать в Тихвинской монастырь под начал
и держать скованных на цепях впредь до его указа(См.: АИ. СПб., 1842,
т. 4, № 203.
Питирим (ум.19.04.1673) - митрополит Новгородский и Великолуцкий (1664-1672),
посвящен из митрополитов Сарских и Подонских; после отречения Никона
являлся ме-стоблюстителем патриаршего престола (1658-1664), а в 1672
г. был поставлен в патриархи Московские и всея Руси,
Иона (1635-8.10.1699) -- в 60-х - начале 70-х гг. XVII в. являлся
архимандритом Тих-винского Успенского монастыря; в 1674 г., после
самовольного ухода с кафедры Алек-сандра, был посвящен в епископы
Вятские и Великопермские (с 1682 г. стал имено-ваться архиепископом)
и пребывал в этой должности до самой смерти. Будучи архие-реем, Иона
отличался необычайной суровостью, неукоснительно требовал от прихо-жан
регулярного исповедания под страхом того, что умерших без покаяния
приказы-вал хоронить в лесу, закапывая в ямы без отпевания. При нем
также происходило пре-следование староверов (см.: Шишков А. Т. Неизвестный
документ 1675 г. о преследо-ваниях старообрядцев на Вятке // Народная
культура Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1991, с. 74-82; Он
же. "А церкви де Божий он, Никонко, не повинуетца..." (Дело
1684 г. о вятских старообрядцах) // Урал в прошлом и настоящем: Материалы
научной конференции. Екатеринбург, 1998,ч. 1, с. 364-366). с. 76).
При подобных указах и повелениях многими новомудрствующими архиереями
разсылаемы были так называемые миссионеры, которые, повсюду строго
преследуя православных християн за со-держание старых книг, впадающих
же в руце их безчеловечьно томили и потом представляли к вышним духовным
властям для многоразличнаго испытания и немилостивнаго мучительнаго
потязания. И аще по таковом суровом испытании еще остаются не преклонными
на никоновская новшества, но держатся святоцерковнаго древняго бла-гочестия,
и таковыя безо всякой пощады и милости предавались смертной казни.
Воистину тогда сбыстъся пророческое слово, сице реченное (Иезекиль,
глава 34): "И разсыпашася овцы моя, яко не имеяху пастыря, и
быша на изъядение зверем земным, разсыпашася овцы моя по всем горам
и заблудиша по всем холмам высоким, и по лицу всея земли разыдошася".
Обаче и посреди таковых волнений, повсюду смерти угрожающей, но покрываеми
рукою Господнею, благочестивии священницы не оставляху пещися о духовном
управлении церкви Божией и, поучающе благопослушных пути спасенному,
исправляху все духовныя требы их. И егда усмотреша, яко мнози истинно
благочестивии християне истаявают гладом духовнаго окормления, того
ради иже в разсыпании сущий благочестивии священницы помянуша глаголы
Павла, епископа Коломенскаго - раз-несенныя по всем скитам и монастырем,
чрез друг друга предатно, по реченному (Матфей, зачало 37), ничто
же бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет,
- собравшеся совокупно по несколку духовных лиц и от сведущих простаго
звания людей по разным местам, идеже беяху разсеяни, а имянно: на
Кержени, на Вет-ке, на Дону и в Стародубии,
- разсмотревше Святое Божественное Писание и правила святых вселенских
и поместных соборов,
- признали (принимать крещение и хиротонию) правильным и законным
от по-следовавших Никоновым новозакониям принимать без повторения
крещение и хиротонию, но точию отрещися пред собором новых преданий
и клятве предати всех еретик и обещатися неизменно держати даже до
единой йоты предание святых отец, потом и миром помазовати - и тако
имети его християнина. А священных лиц оставляти в сво-ем сане, яко
же гласит 8-е правило 1-го вселенскаго собора.
Возстание Никона на испровержеиие старообрядства и внесение новообрядства
во святые церкви любителей древняго благочестия вынудило разсеятися
по лицу всея земли.
Яко же нашествие Навуходоносорово на древняго Израиля и созданный
храм многими леты и довольными иждивеньми, тако и Никон с поборники
своими вооружи-ся на церковь великороссийскую кнутобойным ополчением,
влезе во оную и воцарися в ней. Тогда разыдошася овцы избраннаго стада
Христова, ополчишася бранию на неви-димаго ратника, искони воюющаго
на церковь Христову, поткнуша себе кущи, не иму-ще себе града на земли,
"но грядущаго взыскующе", ни воиньства ополчающагося по
них, соградиша ограды для охранения малаго стада на местах удобных,
идеже кому Бог определи.