1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ,
И КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДУШЕ
ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ХРАМА.
"Дом Мой есть дом молитвы"
(Лк. 19, 46).
Храмом, или церковью, называется здание или помещение,
специально построенное или приспособленное для духовной цели, - совершения
собирающимися здесь християнами соборной (совместной) молитвы Богу.
После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку)
епископом или священником по благословению епископа, после чего храм
силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела-хранителя
и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам
святых отцов, земным небом. Здесь таинственно пребывает сам Владыка
мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы
и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются
моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и
освящения православных християн. Здесь, наконец, происходит и самое
великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные
хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются
(превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е.
совершается таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед
Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит
возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых
отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают
нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной
жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа
(училище), где люди познают главные науки, - правую, Богом данную,
веру и хри-стиянское благочестие. Обобщая сказанное, можно по справедливости
назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Ису-са
Христа, "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом,
исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4). И еще: "Где двое или
трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18, 20). Отсюда
следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко
согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей,
так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей.
Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой
храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без
должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению
и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой
пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев.
Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: "Приближаются ко
Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко
отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня..." (Мф. 15, 8-9), - чтобы
не уподобляться бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное
пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной
жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя християнином.