2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В ХРАМ, И
О ТОМ, КОМУ ВООБЩЕ НЕ ПОЛОЖЕНО
ВХОДИТЬ В ДОМ БОЖИЙ.
Как уже было сказано, храм есть место невидимого присутствия
Божия, и, следовательно, идя в церковь, человек идет на встречу с
самим Господом, Творцом и Владыкой всего мира, видимого и невидимого.
Это свидание с Создателем многие святые отцы сравнивали с приходом
к земному властителю, - царю, князю или иному светскому начальнику.
Вот, например, что пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: "Не
видишь ли, о! возлюбленный, предстоящих пред царем тленным, как ему
со страхом предстоят, не отходя от своего места, ни беседуя, ни очами
смотря туда и сюда, но со страхом и боязнью предстоят, как вкопанные.
Внимай это, человек, и как к земному царю, так и к Богу приступи со
страхом и с боязнью." (Преп. Ефрема Сирина слово "О святых
Тайнах"; сборник поучений преп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея,
М., 1652, л. 320 об.). Хорошо известно, что эти слова святого Ефрема
о пред-стоянии земному правителю, произнесенные весьма давно, справедливы
и сейчас: чем выше ранг начальника, к которому человек идет по какому-либо
делу, тем тщательнее он к этой встрече готовится, - собирается с мыслями,
если нужно - готовит необходимые документы, и внешне на приеме старается
быть пристойным: приходит в приличной одежде, разговаривает вежливо.
Если же приходится идти, что называется, на самый верх, то здесь уже
специальные службы самого начальственного лица особыми способами производят
проверку желающего попасть к правителю; например, не является ли он
находящимся в розыске преступником и тому подобное. В случае же нашей
встречи в храме с Богом, Который несравненно выше любого земного властителя,
этой "специальной службой" является наша собственная християнская
совесть. Все старинные руководства о поведении в церкви единодушны
в одном: перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться
с мыслями, "умножить свою совесть", то есть вспомнить соделанные
грехи и ответить самому себе на вопрос: а можно ли мне (достоин ли
я?) сегодня придти к Богу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос
верно, необходимо четко знать, в каких случаях правила святой Церкви
запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням. Таких
моментов немного, поэтому назовем их здесь все. Итак, входить в старообрядческий
храм нельзя:
1) человеку некрещеному или крещеному вне Русской Православной Старообрядческой
Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или заменяющего
его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться
в церкви (если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой;
или человек находится в поисках истинной Церкви), но лишь около входа
(в притворе, на паперти), стоять без внешнего выражения молитвы (то
есть без совершения поклонов и крестного знамения). Если же некрещеный
или не старообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить
кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;
2) женщине старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения
ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота,
от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок
дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без
этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в
храм "жене родившей" не разрешается. Необходимо сказать
здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина святого
Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней
от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой
эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца
совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина
в церковь на крещение не приходит, и названные молитвы в чине Крещения
не читаются. В этом случае, для очищения и возможности войти в церковь,
после того, как
Делать это мы должны ради духовной немощи пришедшего, чтобы не оттолкнуть
его от истинной веры. пройдут сорок дней, женщина приходит в храм,
где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ
дверей церкви;
3) женщине старообрядке (и девице) в период месячных;
4) християнам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день,
когда они совокуплялись;
5) християнину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и совершенно
отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь,
о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда на кого-либо
из християн во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие
обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы,
не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие
беззакония. В этом случае, "сматряя свою совесть", человек,
совершивший тяжкий грех, может находиться в храме и молиться, но должен,
подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить
для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со
смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, "аки
Адам пред враты Рая".