10. О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И
ЗА УПОКОЙ
(Данная глава взята (в сокращении) из книги "Панихидник".
Издание старобрядческой Митрополии, 1994 г.)
"Молитесь друг за друга"
(Ияк. 5,6).
В домашней молитве, согласно святоотеческому учению,
о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного.
"Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет,
чтобы все люди спаслись ..." (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются
общие "моления ... за всех человеков, за царей и за начальствующих,
дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии
и чистоте" (1 Тим. 2, 1-2), - только без произношения личного
имени неверных, иноверных, некрещеных. А за единоверных, правоверных
християн, в храме мы можем молиться поименно, но также не за всех
во всех службах, а точнее, - во всяком месте богослужения. Например,
поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих,
не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно
ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру: избравших профессию
артиста, актёра, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние
не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию
(Литургию), разве что, по разсуждению духовного отца, если они ходят
на исповедь, их можно поминать на ектений.
Имена должно писать в их полной церковно-книжной форме, которая часто
отличается от разговорной. В поминаниях, записках для удобства чтения,
очень желательно отделить священство от мирян, мужчин от женщин и
т.д.
Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, священников
и дияконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц
и, наконец, младенцев мужского и женского пола.
Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов: "Помяни
Господи душа(Часовник 6-го лета патриарха Иоасафа, л. 265, об.) раб
Своих", или "Покой Господи душа раб Своих..." (или:
душу раба Своего...). А поскольку поминаются безсмертные души умерших
людей, то их имена следует писать в родительном падеже.
Душа - кого? - Николы, Иоанна, Захарии, Марии, Дарий, Татияны, и т.
п.
Но при чтении молитвы "Помяни Господи Боже, иже о вере и о надежди
живота ве'чна-го...", входящей во все заупокойные молитвенные
последования, имя ставится в винительном падеже; например, "...усопшую
рабу Твою Марию".
В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных,
а также православных християн, скончавшихся без покаяния, самоубийц
и детей, которые умерли некрещеными.
Относительно таких детей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой
их душ и имеют ли они надежду на спасение? Ибо рождены они от родителей
християн и без Крещения остались не по своей воле. Отвечает на этот
вопрос само святое Евангелие: "Если кто не родится от воды и
Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). То есть никто
некрещеный - ни взрослый, ни ребенок - не может унаследовать вечное
блаженство. Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать
в общих заупокойных молитвосло-виях, тем более, что и имени християнского
им не наречено...
Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей Небесного
Царствия, вос-приимут за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности
жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как
земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством
каких-то снадобий или колдовства.
Что же, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в
своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и
всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя так исполнить
свой материнский и християнский долг? В таком случае, она в душе своей
может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его бесконечную
милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное
Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении
о рождающихся чадах: "Храняи младенца Господь" (Пс. 114,
6); "Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея"
(Пс. 138, 13); "Яко Ты есй исторгни мя из чрева, упование мое
от сосцу матери моея" (Пс. 21, 9). Хотя, как уже сказано, совершать
Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных,
мертворожденных и изверженных младенцев нельзя; однако следует знать,
что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных християн,
приносят пользу и душам этих детей.
Образец написания имен: