11. О КРЕСТНОМ ХОДЕ
Крестный ход, по святоотеческому учению, есть такое
же Богу служение и моление пред Ним, как и всякое богослужение в доме
Божием. Крестные ходы совершаются вокруг храма "по особенному
усердию правоверных християн: или для усиления молитв наших пред Богом,
об избавлении нас от каких-либо наказаний, попущаемых от Него; или
для торжественной благодарности Богу, за Его великотаинственные дела,
устроенные к нашему спасению" (еп. Арсений Уральский).
Крестные ходы бывают также и на поля, во . время бездождия, с молебнами;
иногда совершают на молебнах и водосвятие, в поле или на источниках,
и кропят святой водой поля и степи; также во время моровых язв, на
людей и животных, совершают крестный ход по некоторым жилищным местам,
и кропят святой водой.
А когда мы выходим из храма (а также иногда из места жительства: города
или села), - это означает наше отпадение от Рая и указывает на заключение
для нас самого Неба. И что, шествуя Крестным ходом, мы проходим через
город (село) со скорбными молитвенными вздохами (по случаю постигшего
нас бедствия), - это показывает, что и он (оно), и все в нем, осквернено
нашими прегрешениями. И когда мы выходим за город взывать к Богу и
совершать моление, - этим выражаем свое смирение и уничижение, почитая
себя недостойными взывать из среды города, который осквернили, и что,
через преступление, мы как бы выведены из Божественного отечества.
В сем городе (селе), где возсозданы (таинствами Крещения и Миропомазания)
и удостоились великих даров от Бога, мы, обольщенные змием, безумно
растлились и осквернили освященное место, вышедши из-под Божия смотрения
и блуждая в местах, не охраняемых благодатию Божиею (блаж. Симеон
Солунский).
Поэтому и в силу этого, должны мы, каждый из нас, смиряться и помышлять,
что недостойны святых мест - Рая и Неба, и подражать мытарю, по глубокому
сознанию своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из
Рая, и блудному сыну, отшедшему во страну чуждую. И с такими мыслями
и чувствами, все молящиеся должны, выйдя из храма на Крестный ход,
следовать за святыми иконами и священными пастырями; кратко сказать,
должно соблюдать чин и порядок, благоговейное внимание к молитве,
как и в доме Божием.
"Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40).
И: "проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением" (Иер.
48, 10). К великому прискорбию, в последнее десятилетие особенно,
Крестный ход, т.е. богослужение с особенными чувствами покаяния и
благодарности Богу, в некоторых местах превратили мы, попущением пастырей,
в постыдное зрелище и производство изображений зрелища. И вместо покаяния
- умножение грехов, вместо благодарности Богу - оскорбление Его святости.
Если за небрежение пророк угрожает отлучением от Бога, то какое наказание
готовим мы себе, попуская и совершая сознательное бесчиние во время
богослужения! Ведь все сливается и смешивается, утрачивается различие
между святым и греховным...
О! человек, не считаешь ли ты этого маловажным, что преступаешь пределы
отцов, преданные свыше? Нет, ничего нет маловажного в Церкви великого
Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и ничего в ней не установлено без
значения... Все здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному
произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание нашего
спасения Самим Богом, и делать самого себя законоположником для уничтожения
их?! Разве ты не знаешь, что Бог, как учит Апостол, не есть Бог неустройства,
но мира и порядка (1 Кор. 14, 33)? Что в Церкви должен соблюдаться
тог порядок, который установлен на небе? Не разрушай же, человек,
небесного чина; напротив, поддерживай его и ревнуй о нем... Старайся
не только сохранить, что принял, но и умножить принятое, как делали
это отцы наши. Особенно пастыри обязаны подвизаться за святые уставы,
любить благолепие дома Господня и соблюдать святый чин (блаж. Симеон
Солунский).
Все это пагубное бесчиние, воцаряемое все более и более во время Крестного
хода (в отдельных местах и случаях), есть плод дружбы с миром, гордости
и самолюбия. Именно эти греховные страсти, пленивши сознание, понуждают
многих оставить молитву и творить волю лукавого, занимаясь съемками
и препятствуя молитве остальных. Нет никакой необходимости столько
"щелкать" и "стрекотать" в продолжении всего Крестного
хода, умножая грехи и прогневляя Отца небесного, Ангела - хранителя
и всех небожителей. Отсечем это, пастыри, духовные отцы, братие и
сестры, и примем страх Божий в сердце свое, чтобы не лишиться нам
благоволения Божия ни в сей жизни, ни в будущей.
Да вразумит нас Господь Исус Христос спасительным страданием Своим
и тридневным воскресением и призовет к покаянию и исправлению: "Покайтеся,
ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Аминь!