7. УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.
Прежде всего необходимо сказать о том, что все поклоны,
поясные и земные, молящиеся совершают совместно, согласно указаниям
церковного Устава, а не когда кому вздумается. Поклоны необходимо
творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления
в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением,
следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а
не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в
пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы. Земные поклоны
полагаются на подручник, - нарочито сшитый коврик, для поддержания
чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой
подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих
рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях
и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике.
Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо
стук при поклоне. Попутно отметим, что в древней Православной Церкви
не было обычая молиться стоя на коленях, нет такого обыкновения и
в Старообрядчестве. К новообрядцам же этот обычай проник с католического
запада. Хорошим его назвать никак нельзя, ибо Господь Исус Христос
перед Своим добровольным страданием за род человеческий, показал нам
в Гефсиманском саду образ молитвы: "Падё на лицы своем, моляся"
(Евангелие от Матфея, зач. 108.). Воины же, "ругавшиеся"
т.е. насмехавшийся Господу во время Его Страстей, творили поругание
"поклоньшеся на колену пред Ним" (Евангелие от Матфея, зач.
112). Ясно видно, какому из евангельских примеров соответствует обычай
православный, а какому, - католический (он же и новообрядческий).
Теперь приведем полностью Устав о поклонах, согласно святоотеческому
церковному преданию. Основанием для порядка изложения послужил "Устав"
епископа Арсения Уральского, (Уральск, 1908, л. 157).
На молитве Святому Духу "Царю Небесный", когда она читается
(или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся
крестным знамением, а в Великий Пост в конце ее, - поклон до земли,
с крестным знамением.
На "Трисвятом": "Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи
Безсмертныи, помилуй нас" (трижды), три поклона. Только когда
эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением,
а также на Литургии перед чтением Апостола, (или когда в иных случаях
по Уставу она поется), поклонов не бывает.
На молитве Господней "Отче наш", поклон поясной в конце
ее, когда она поется на Литургии и перед обедом; во всех же иных случаях
поклона не бывает.
На "Приидйте, поклонимся", три поклона. И кроме этого, когда
в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: "кланяюсь",
"поклоняюсь", "кланяемся", "поклоняемся",
"поклонимся", "поклоняющеся", "поклоняющихся"
и "поклоняющимся", всегда кланяются в пояс. На " Аллилуйя",
когда она бывает по "славе" за каким-либо псалмом, так:
"Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже", трижды, три поклона
в пояс, кроме "Аллилуйи" среди "экса-псалмов"
бываемой без поклонов.
На молитвах "Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися
нам" на Вечерни и "Слава в вышних Богу" (вначале) на
Павечернице и на Утрени, - три поясных поклона.
Когда священник или диякон произносит сугубую ектению, на одном из
прошений оканчивающемся словами "рцем вси", полагаются три
поясных поклона (вначале пения "Господи, помилуй", 12 раз;
в иных случаях - бывает 40 и 50 раз); когда же служба совершается
без священника, вместо сугубой ектений поется сорок раз "Господи,
помилуй", а также вместо "прилежных молений" на литий
(исхождение в притвор за Всенощным бдением, воскресной и некоторыми
иными службами) поется эта же молитва 40, 30, и 50 раз. Во всех этих
случаях три поклона сохраняются, также вначале пения "Господи,
помилуй".
Перед молитвой отпуста, на Вечерни и Утрени, и на Молебне, начиная
с "Честнейшую херувим", а на Литургии и Обеднице, - с "Достойно
есть" , "Слава" , "и ныне" , "Господи
помилуй" дважды, "Господи благослови", всегда по четыре
поклона, на Вечерни, Утрени и Молебне все поясные, а на Литургии и
Обеднице первый поклон всегда земной.
На "Честнейшую херувим", когда эта молитва бывает в середине
какого-либо исследования (например, при молитве за ужин), всегда поясной
поклон.
В начале Полунощницы, на молитве "Слава Тебе, Боже наш, Слава
Тебе всяческих ради", ограждаются крестным знамением без поклона
единожды; а на следующей за этим молитвой "Боже, очисти мя грешнаго",
три поклона в пояс.
После первого и последнего величания празднику, во время праздничной
Утрени (совершаемой обычно с вечера), поклон всегда земной.
Особый порядок имеют целования иконы праздника после величания, Евангелия
на воскресной Утрени и Честнаго Креста в крестные праздники.
Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут
священнослужители; старшие, потом младшие. Когда к образу, или к Евангелию,
или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ
или священник), он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс
со словами: "Христос посредё нас" (если это епископ, то
он благословляет рукой народ с теми же словами). Все же находящиеся
в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая:
"Есть и будет". После этого к целованию попарно подходят
младшие служители (священники, дияконы и чтецы, если они есть), затем
стоящие в храме, сначала мужчины, потом девы и женщины. Порядок целования
следующий: подходя к иконе, двое прихожан совершают два поклона в
землю, с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву,
обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой
Богородицы: "Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас", а
в праздник св. Николы: "Святителю Христов Николае, моли Бога
о нас." Затем с этой же молитвой, перекрестившись, и, согласно
Священному Преданию, сложив персты обеих рук как для крестного знамения
и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы - двуперстие - рук
должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой,
- прикладываются (т.е. целуем устами определенное место, согласно
древнему Преданию св. Церкви. И только. В некоторых же приходах имеет
место обычай: после целования устами (иконы или Евангелия) прикладываются
тут же еще лбом к святыне... Обычай этот чужд Церкви Божией и нельзя
следовать ему, ибо проникает он в ограду стада Христова из обществ
неправоверующих и еретических) к иконе, всегда к строго определенному
месту. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей
и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться. Первым
целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он - старший. После
целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным
знамением и вышеуказанной молитвой, и, далее, не крестясь, кланяются
в землю со словами: "Прости Христа ради, отче честный" или
"владыко святыи", стоящему справа от иконы священнику или
епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу,
так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся
справа (подходивший к целованию первым) говорит: "Христос посреде
нас", а находящийся слева отвечает: "Есть и будет".
В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника святой
Пасхи вместо вышеприведенного "приветствия - ответа" исповедуем
пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину
воскресе!" Это указание относится и к священнослужителям.
Следует отметить, что к иконам, стоящим на постоянных местах, прикладываться
в любой день нельзя.
Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда
за Всенощным бдением в субботу вечером (под воскресный день) после
прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только
здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит
Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться
в пояс со словами: "Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению".
Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон
произносят молитву: "Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе,
и верую словесем Твоим". На второй поклон: "Страхом убо
греха ради, любовию же спасения ради". Затем, перекрестившись,
целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку,
с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося:
"Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози
ми и спаси мя." Далее, - по вышеописанному обычаю. Когда же все
молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими
вратами, и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех
Евангелием с произнесением слов: "Силою и заступлением святаго
Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи". На это все находящиеся
в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой:
"Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению."
При целовании Честнаго Креста на все поклоны произносится молитва
"Слава, Господи, Кресту Твоему Честному", целуют изображение
Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия, в правую
ножку. Такой порядок имеет следующее объяснение. На образе Распятия
Господня правая ножка Христа всегда приподнята, левая же опущена.
По толкованию книги "Иконописный подлинник" (16 века) это
обозначает евангельский догмат о том, что те, кто будет стоять справа
от Христа ("одесную Его") на Страшном Суде, будут вознаграждены
вечным блаженством за праведную жизнь, вознесены в Рай, те же, кто
окажется на Суде слева ("ошуюю Христа"), будут низвержены
в ад на вечные муки за грехи. Поэтому, безусловно желая попасть на
Судищи Христовом в число вознесенных, а не низверженных, правоверные
християне прикладываются к правой, приподнятой ноге Спасителя на образе
Честнаго Креста Его.( Книга "Сын церковный" предлагает при
целовании Евангелия прикладываться не к образу Распятия, а к евангелисту,
евангелие которого читалось.)
Продолжим дальнейшее изложение устава о поклонах.
На пении "Слава Тебе, Господи" перед чтением Евангелия и
после него, - по поясному поклону.
На первый запев первой и девятой песни, во всех канонах, всегда по
поклону в пояс.
После катавасии восьмой песни канона на утрени, - поклон в пояс.
На молебнах, на каждую катавасию после каждой песни, - по поясному
поклону, и на троекратное "Господи помилуй", которое бывает
после катавасии на молебне, - три поклона, также в пояс.
На песнь Богородицы "Величит душа моя Господа", которая
поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев "Честнейшую
херувим", - поясной поклон, а на последний, шестой припев, -
поклон в землю.
Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы: "Величит
душа Моя Господа", тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах
девятой песни праздничного канона.
После молитвы Богородице "Достойно есть", или заменяющего
его песнопения ("задо-стойника") поклон всегда земной.
В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных
поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало
Вечерни (до "Сподоби, Господи, в вечер сей ...") и Павечерницы
(до "Слава в вышних Богу ...") в воскресные дни Великого
Поста вечером, и Утрени повседневной (до первой "славы"
на кафизмах), - во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс.
Имеются в великопостное время и свои, дополнительные поклоны. Это
в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного
Ефрема Сирина "Господи и Владыко животу моему ...", положенные
в Пост при конце всякого церковного исследования. Но на Вечернях воскресных
(под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий
пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов,
а в конце праздничной великопостной Утрени, - до трех.
На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения
Символа Веры ("Верую во Единаго Бога") поются по клиросам
по дважды припевы: "О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице
Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных", и иные, с земными поклонами.
Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой
половине храма, совершают земной поклон. В это время другой клирос
и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый
припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной
половиной церкви, потом - другой. На великопостных полиелеосных службах
и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение
(под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения
Пресвятой Богородицы) все указанные поклоны, - поясные, но очередность
их, описанная выше, сохраняется. После припевов "О, Пресвятая
Госпоже..." в чине великой Павечерницы следует "Трисвя-тое",
на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.
Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник
первой седмицы Великого Поста, и поклоны на великопостных субботних
и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются,
кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.
Говоря о поклонах в Великий Пост, необходимо рассказать и о порядке
их совершения на литургии Преждеосвященных Даров, которая по Уставу
церковному в течение всего Поста служится в храме по средам, пятницам,
а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди
недели. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная
суть, - усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее
ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне дияконом
или чтецом молитвы: "Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред
Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя". Когда данный стих
из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон
без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения
лежат "на лицы своем, молящеся". Дальнейший порядок поклонов
схож с уже описанным обычаем поклонения на великой Павечернице, на
припевах "О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая..."
Когда вслед за дияконом "Да ся исправит" поет ведущий клирос
(чаще - левый), вся "его" половина храма (соответственно,
левая) поднимается, и творит молитву стоя. Затем диякон поет следующий
стих, а другой клирос (чаще - правый) вновь поёт полностью "Да
ся исправит..." Тогда, вместе с певцами, встает другая половина
молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится
в поклоне до конца пения. Такое "попеременное" моление правой
и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз.( Во время "пропетия"
последнего "Да ся исправит..." на первой половине пения
стиха "Да ся исправит" все молящиеся лежат "на лицы
своем", а на пении второй половины стиха - все встают.) После
"пропетая" последнего "Да ся исправит" вместе
со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой святого
Ефрема Сирина. И другие бывающие на Преждеосвященной Литургии по клоны
также являются земными. Необходимо, однако, сказать и о том, что из
этого правила есть следующие исключения. Когда Преждеосвященная Литургия
совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии,
все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы,
а во все субботы Великого Поста земных поклонов не бывает. Собственно
же Преждеосвященная Литургия (начиная с "Да ся исправит")
относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны, - земные, о чем уже
говорилось выше. Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не
только в пятницу, но и когда Преждеосвященная служба совершается за
день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий
Пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения
Пресвятой Богородицы). Поясными являются также все поклоны на совершаемых
в Великий Пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в
начале Исповеди).
В дни постные православные християне-старообрядцы обычно готовятся
к принятию святых Христовых Тайн (говеют), а затем исповедуют Богу
грехи в таинстве Покаяния. В связи с этим уместно рассказать о порядке
поклонов на Исповеди. Как правило, священники принимают на исповедь
в каких-либо закрытых помещениях внутри стен храма (в Покровском храме
на Рогожском, - в приделах за главным иконостасом), ко входам в которые
выстраиваются исповедники. Ожидая своей очереди войти к священнику,
следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении
о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем,
как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных
поклона перед образом Божиим с молитвой "Боже, милостив...",
а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви
людям со словами: "Простите Христа ради". Они же, кланяясь
в пояс, отвечают: "Бог простит". Войдя к священнику, исповедующийся
четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом,
лежащими на аналое, с молитвами: "Боже, очисти мя, грешнаго,
и помилуй мя" (поклон), "Создавыи мя, Господи, помилуй мя"
(поклон), "Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя,
грешнаго" (поклон), "Приими мя, Господи, кающася, и помилуй
мя" (поклон).
Напомним здесь очень важное действие исповедника во время самого исповедания
грехов, - в настоящее время почти полностью повсеместно забытое и
неприменяемое. Вот его содержание: когда исповедник исповедует свои
грехи или духовный отец его спрашивает о грехах, то, если есть соделанный
грех, - тогда исповедник на каждый грех кланяется в землю (без крестнаго
знамения) святому Евангелию и Честному Кресту, в сердечном сокрушении
обращаясь к духовному отцу со словами: "Грешен (или "грешна"),
прости Христа ради, отче честный". Если же на какой вопрос нужно
по правде ответить: нет, т.е. не согрешил в том, тогда исповедник
со смирением стоя отвечает: "Благодатиею Божиею сохранен(а)."
Употребление этого обряда во время Исповеди усиливает действие таинства
Покаяния, привлекает благодать Божию на исповедника, что дает возможность
ему чистосердечнее и полнее покаяться в своих грехах. А на будущее
- после исповеди, - получить больше решимости и силы противостоять
греху. Духовным отцам необходимо обратить на это внимание и приложить
пастырское усилие, чтобы возродить и утвердить доброе и спасительное
для себя и своих духовных чад. После беседы со священником (окончания
исповеди) исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Св. Кресту
и Евангелию с молитвой "Боже, милостив...", а затем просит
у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн (о том, как
правильно просить священнического благословения, см. ниже, в главе
"О благословении..."). Когда покаявшийся в грехах человек
выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс,
какие творил, входя на исповедь. Люди же, на поклон, обращенный к
ним, отвечают: "С чистым покаянием". На следующее утро (обычно,
- с 5-ти часов) в храме совершаются для говеющих "причастные
Часы", Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных
молитв. На этих службах все поклоны поясные, но есть и несколько земных
(например, после "Достойно есть...").
Скажем здесь для спасительного назидания и о благообразном поведении
при принятии св. Причастия (как правило, это бывает в Великий пост
и, в немногих общинах, в другие посты). Сподобившиеся (после Исповеди)
приобщиться святых Тайн, правоверные християне должны отмолиться Правило
говения в течение седмицы (см. в конце, Приложение III), накануне
и в день причащения необходимо молиться Правило ко святому Причащению,
которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный
канон и Молитвы ко святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу,
По-лунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию. В конце Литургии,
после возгласа "Святая - святым", причастники по чину и
благообразно, прикладываются к иконе Пресвятой Богородице с Предвечным
Младенцем, по установленному во святой Церкви порядку,( В больших
общинах, где бывает много причастников, начать прикладываться можно
после пропетия "Достойно есть".) как выше уже описано.
К открытию Царских врат причастники приближаются к амвону и, после
возгласа "Со страхом Божиим и верою приступите" поклонившись
в землю (без крестного знамения), выслушивают Прощение, читаемое дияконом
(или уставщиком), затем, поднявшись и сложив руки крестообразно, как
выше изложено, слушают со вниманием читаемые священником молитвы.
По окончании молитв, диякон или священник призывает: "Земной
поклон Телу и Крови Христовой", и все причастники, перекрестившись,
"земно" кланяются Святым Тайнам. И подходят ко святой Чаше
по чину: чтецы, отроки, отроковицы, девицы, мужи и жёны (сначала крылошане,
затем и остальные, по порядку, как стоят в церкви на молитве). Приближаясь
к Чаше, причастник совершает крестное знамение (без поклона) с молитвой
Исусовой и складывает крестообразно руки. Приняв со страхом Божиим
Святейшие Дары - Тело и Кровь Христовы - причастившийся творит крестное
знамение с молитвой Исусовой и целует нижний край основания (подножия)
св. Чаши, что знаменует прободенное ребро Христово, из которого истекла
спасительная Кровь и которую причастник только что принял "телу
во здравие, а душе во спасение". После этого причастник также
со сложенными крестообразно руками идет к столику, стоящему обычно
за левым клиросом, на котором стоит сосуд с теплотой и блюдо с "дорой"
или просфорами. Здесь причастник берет кусочек "доры", потребляет
и запивает теплотой трижды (ложечкой). В это время у столика стоит
с чистым полотенцем кто-либо из благочестивых християн (чаще это бывает
благообразная старица) и в полголоса благоговейно поздравляет причастника
следующими словами: "С принятием Святых Тайн! Даруй Господи телу
во здравие, а душе во спасение" и предлагает причастнику после
потребления "доры" и те плоты край полотенца(Полотенце должно
быть длинным, белым и из хлопчатобумажной или льняной ткани. И на
другие потребы применять его нельзя. А после стирки его, воду вылить
в укромное место, или колодец, куда сливают воду из купели крещения.),
чтобы вытереть уста. На что причастник также в полголоса отвечает:
"Спаси Христос".
По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким
вниманием благодарственные молитвы.
В этот день трапеза должна быть скромной и умеренной, без алкогольных
напитков. Всячески должно стараться в этот день не плевать и не допустить
невольных выделений из уст своих. Но пребывать более в молчании, благодарных
чувствах и умной молитве.
Продолжим изложение устава о поклонах.
Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной Литургии, совершаемой
почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже.
На выход с Евангелием, - поклон в пояс с молитвой "Слава, Господи,
Кресту Твоему и Воскресению". На переносе святых Даров, после
того, как пропоют первую часть "Херувимской песни", полагаются
три поклона, в следующем порядке. На первый возглас священника "Всех
вас да помянет Господь Бог ...", - поклон в пояс с молитвой:
"Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си"; На второй
возглас: "Да помянет Господь Бог всех вас ...", - также
поясной поклон с молитвой: "Помяни мя, Владыко, егда приидеши
во Царствии Си". На третий возглас: "Всех вас да помянет
Господь Бог ...", - поклон в землю с молитвой: "Помяни мя,
Святыи, егда приидеши во Царствии Си." Если священник служит
с дияконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если
же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника
никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой
полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами:
"... и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии
Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком";
На возгласы священника или епископа: "Приидите и ядйте, се есть
Тело Мое ...", "Пиите от нея вей, се есть Кровь Моя ..."
и "Твоя от Твоих, к Тебе приносяще ..." полагается по поклону
в пояс, с молитвой Исусо-вой.
На возглас: "Изрядно о Пресвятей, Пречйс-тей ...", поклон
в землю, с молитвой: "Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас."
На возглас "Со страхом Божиим и верою приступите", - поклон
в пояс с молитвой Ису-совой.
Такой же поклон с молитвой: "Слава, Господи, Вознесению Твоему
,- на возглас:
"Всегда, и ныне и присно, и во веки веком".
На возглас "Господу помолимся" перед заамвонной молитвой,
- поясной поклон с молитвой "Господи, помилуй".
На "Буди имя Господне благословенно от ныне и до века",
- три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда "Буди
имя Господне..." поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании
часов, когда не бывает Литургии).
Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение
(благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают
(без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным
славословием Богу: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе").
Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его
ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон
с молитвой: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному." "По
отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы
еси был достоин," - напоминает книга "Сын церковный".
Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым
порознь каждого, должен произносить молитву: "Силою и заступлением
Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи".
Молящиеся, подходя ко Кресту, "проверив свою совесть", осеняют
себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: "Верую
Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на
нем соде'лал есй спасение посреди земли" (Сын церковный, глава
59)( Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя
ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся
с молитвой: "Верую Господи, и покланяюся.."; в этом случае
действие християнина полнее соответствуют содержанию молитвы.). И
целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано
выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо
из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует
руку священника, а только Крест Христов.
Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель
возглашает "Мир всем", мысленно отвечая ему (вместе с певцами):
"И духови твоему".
В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного
знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует
благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во
всяком храме.
Представляется уместным завершить изложение устава о поклонах пожеланием
к читателям, чтобы, наряду с книжными указаниями, вашим духовным наставником
была живая церковная практика, т.е. жизнь, освященная постоянной молитвой
Богу в храме и дома, а также благословением священников и епископов.
О том, что такое благословение и каково его значение для верующего
человека, рассказывается в последующей главе нашего скромного пособия.