8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ
Обряд целования в разных местах имеет свои особенности.
Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится
аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер сначала священник
с дияконом, потом родные и все молящиеся чинно, (женщины вслед за
мужчинами) по два в ряд, подходят ко Кресту с левой стороны гроба.
Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест
и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят
ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на
нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным
Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами
целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы - в правую руку,
а затем целуют покойного("История и обычаи Ветковской церкви",
гл. 32.).
Известны и разные целования самого усопшего. В некоторых местностях
целуют в уста("История и обычаи Ветковской церкви", гл.
32.), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но
передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной
правильности или древности того или другого из них. Следует только
соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому
в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский,
и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения,
знаком того, "что и умирая, мы не разлучаемся друг от друга...
потому что будем жить во Христе"(Труды Симеона Фессалоникийского,
с. 308.).
Хотя в данном издании не рассматриваются особенности погребения иночествующих,
считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при
погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются
в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки - в параманд
с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении
мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного
или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного,
прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать:
1) Дорогой раб божий(или раба Божия), имя рек, прости меня Христа
ради во всем и за все; 2) А тебя Бог простит и благословит; 3) Аще
имаши дерзновение(т.е. если имеешь силу.), помолися о мне грешнем
(или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения
в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой
- Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п.
Главное, на что здесь необходимо обратить внимание, это знать, когда
можно позволить себе ходить по храму, чтобы раздать милостыню за усопших.
Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас
живого участия, умом и сердцем. Поэтому, когда угодно нельзя ходить
по храму и раздавать, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и
приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий
службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник
(Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело - тихо и
скромно, с молитвой и благоговением.