4. Основатели Керженских скитов
Когда Никон заменил новыми своими книгами для отправления
всего церковнаго чина службы и совершения таинств, отринув старыя,
опорочив и обругав различны-ми порицании, ето возбудило многих духовнаго
звания лиц оставить своя паствы, бе-жать и укрыватся по разным местам.
Тогда обретоша себе для хранения непорочныя веры и удобныя для жизни
мнишеской по речке Кержени. Первыми основателями были по ней следующаго
звания духовных лица.
1. Дионисий, священноинок шуйский.
2. Трифилий, священноинок вологодский, Казанскаго монастыря.
3. Авраамий, священноинок лысковский, Казанскаго монастыря.
4. Сергий, священноинок, игумен Бизюковскаго монастыря.
5. Исидор, священноиерей козмодемьянский.
Сии вышеупомянутыя отцы Дионисий и прочия собраша к себе отвсюду из
ок-рестных мест множество боголгобивых инок и благоговейных християн,
яко да соборне разсмотрят и обсудят, како достоит принимати крещение
и хиротонию (первый общий собор и суждение нащет приема хиротонии)
от последователей новшествам Никоно-вым. И тако испытавше опасно все
Божественное Писание и правила святых отец и раз-смотривше многая
события первенствующия церкви Христовой (о иконоборцех в Жи-тии св.
Тарасия, Четьи минеи, февраля 25), признали законным и правильным
прини-мать от великороссийския церкви приходящих 2-м чином, а священных
лиц сознавать в сущем их звании и сане (по 8 правилу 1 вселенскаго
собора). Сие суждение керженских отцов всеобдержно в ревнителях древняго
предания удержася и уважаемо бысть всеми вышеозначенными основателями
скитов. По сему точно приговору началное бысть действо приема.
Перваго прияша на священнодейство проживающаго ту на Кержане из Соловец-кой
обители свящеиноинока Софония, имуща хиротонию уже от новомудрствующаго
архиерея. Аще и доволно при обители поживша, обаче до общаго совета
не допустиша его до тайнодействия.
Дионисий принял Феодосия священноинока. Сей по свидетельству Белокринит-ской
истории отпущен в сибирския пределы (Сведений о пребывании Феодосия
в Сибири нет.) для духовнаго окормления християн, где и был он
принимаем не токмо про-стыми християнами, но тамошними благочестивыми
священниками с надлежащим уважением, яко сущий священник Божий.
Той же Дионисий с вышеозначенными сотрудники своими приняли (в лето
7203) священноиноков Сергия и Герасима, иерея Димитрия и диякона Александра.
Сей диякон Александр на конец уклонился в раздор и немалый учинил
соблазн для Христо-вой церкви.
По смерти же Александра диякона вышеупомянутый ветковский священник
Михаил Калмык по прозванию и споборник его старец Никодим разрыв учинили
во обычаи всеобдержнаго приема от ереси приходящим, сошли на третий
чин, огласивше-ся мнением таковаго учения от вышеупомянутаго диякона
Александра. Обаче отцы керженских скитов тех законоположению не последоваша.
По кончине основателей керженских скитов священноинок Софоний такожде
по силе соборнаго отцев своих разсуждения прия вторым чином священноиноков
Варлаама и Лаврентия и священника Авраамия. Той же священноинок Софоний
принял священноинока Никифора.
Сей священноинок Никифор, по свидетельству Белокринитской истории,
со многими старцы в Сибирь отшедый.
По смерти же священноинока Софония на Кержани был долгое время старей-шим
над прочими священниками священноинок Герасим, который такоже следуя
со-борному обсуждению отец своих, не отступая всеобдержнаго обычая,
приемляше вто-рым чином приходящих от великоросийской церкви священников
в сущем их духовном звании и достоинстве. Более сего о благополучном
продолжении и состоянии Керженских скитов, такъже и другоприемстве
священнаго благословения в виду не имеем, по случаю несвободной стеснителной
жизни предков наших известных сведений полу-чити невозмогше.