5. Основание скитов около Урала
В краях Екатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов Пермской
губерниии по ро-зыскании и открытии богатых руд, медной и железной,
такъже равно и золотых про-мысленностей господином Демидовым, Петр
I был так доволен успехам Демидова, что дал ему свободу на распространение
заводов, повелел принимать желающих поселити-ся в его поместье без
собрания справок и сведений, кто бы откуду не был.
Ползуясь таковым случаем паши предки ревностию пылающия по благочестии,
быстро стекались, никим же нудими, яко безсловесныя животная к Ноеву
ковчегу. В числе коих прииде с Кержени первый насадитель иноческия
жизни около Урала по ок-рестным местам вблизи новоустроенных заводов
г. Демидовым. Первый священноинок Никифор прииде с Кержени со многими
старцами, уклоняющеся разгласнаго любопре-ния ветковских, стародубских
отцов, соблазнившихся в безразборном приеме священных лиц, посвященных
малорускими епископами. Сей священноинок Никифор, бу-дучи в Нижнем
Тагиле, в 7233 (1733) году принял священноиерея Иоанна, он же по по-стрижению
Иов, преставился в 7239-м (1739) году, покоится в Нижнем Тагиле.
Той же Никифор принял священников, пришедших из Вятской губернии -
Си-меона и Гавриила, перваго на Ирюм, втораго в Ишим. Сии оба замучены
в Тоболске, один из них покоится в Шарташе, о другом же неизвестно,
где (Цитата из решений Тюменского собора 1840 г., если это не общий
источник. Об Иове, Симеоне и Иякове см. ниже)
Той же Никифор принял священноинока Иякова. Сей продолжал жизнь свою
в Невьянске и жил до глубокой старости, многократно возбуждал християн
о приискании священника, котораго бы возможно было исправить и попустить
для отправления нуж-ных треб во християнех. Но во християнех велие
нерадение сотворися, осуетишася бо суетою века сего, тако оставиша
без внимания предложение отца Иякова. И тако почи о Господе старец
Ияков в глубоцей старости, превзыде столетний урок жития своего, сотвори
велие плачь и рыдание всем, живущим окрест его. Вси вышеупомянутый
ду-ховный лица приняты по известному и верному наследованию праотец
наших, котории избегающе порока, находящаго на священный лица чрез
руковозложение архиереями, имущими на себе обливателное крещение.
Сего ради они следующим порядком имели наблюдение и положительно принимали
токмо тех священников, которые приняли ру-коположение по восходящей
линии от московских патриархов.
По смерти Андреяна (Здесь и далее, почти до конца л. 34 об. воспроизводится
текст "Справки из летописцев" от 8 февраля 1823 г., подписанной
старшинами беглопопов-ского общества Невьянских заводов - И. И. Голицыным
и известными иконописцами, отцом и сыном И. В. и А. И. Богатыревыми.
"Справка" была отправлена в Нижний Тагил и стала составной
частью постановлений собора беглопоповцев Нижне-Тагильских заводов,
состоявшегося 12 февраля 1823 г. Собор принял решение о возвра-щении
к практике приема беглых попов, рукоположенных архиереями грузинского
про-исхождения, от чего нижнетагильцы отказались в конце XVIII в.
"назад тому лет двадцеть пять". В ОР БРАН хранятся два списка
постановлений Нижне-Тагильского собора 1823 г., созданные в конце
1880-х гг., - в собр. Тагильского скита (№ 27, л. 1-7; в этом же сборнике
имеются два автографа писем Нифонта 1871, 1873 гг. к отцу Сергию -
л. 12-13, 14-15) и в собр. Дружинина (№ 93 (12), л. 18-24). Еще один
не имеющий конца список, относящийся ко времени до середины 1890-х
гг., опубликован в конце XIX в. (см.: Братское слово, 1895, т. 1,
с. 211-214). Использовавшийся Нифонтом список явно невьянского происхождения.
В "Родословии", как и в опубликованном тек-сте соборного
постановления, отсутствует список уральских беглых старообрядче-ских
священников, которые вновь "отступили" от староверия. Из
12 человек упомя-нут лишь один (л. 34 об.). В обеих рукописях БРАН
такие списки имеются. Другое от-личие "Родословия" от всех
известных текстов постановления заключается в наличии сведений об
"исправе" священника Иродиона (Родиона) и исправлении им
священноино-ка Феофилакта. Эта информация, очевидно, содержалась в
источнике Нифонта.
Адриан (в миру Андрей) (1627-16.10.1700) - последний, одиннадцатый,
досино-дальный патриарх Московский и всея Руси (1690-1700), посвящен
из митрополитов Ка-занских и Свияжских.), последняго патриарха
Московскаго, 1701 года (зри лета), с пе-реведением Академии из Киева
в Москву и подчинением Киевской митрополии Мос-ковскому патриарху
(Киево-Могилянская академия в Москву никогда не переводилась. Здесь,
очевидно, имеется в виду Московская славяно-греко-латинская академия,
осно-ванная в 1686 г. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. В
этом же году к Мос-ковскому патриархату была присоединена митрополия
Киевская и Галицкая.), много вошло в Россию высшей степени духовных
лиц, имущих на себе обливателное креще-ние. И первый из них бысть
Стефан Рязанский (Стефан Рязанский (в миру Семен Ива-нович Яворский)
(1658-27.11.1722) - митрополит Рязанский и Муромский (1700-1722),
посвящен из игуменов Киевского Николо-Пустынного монастыря. С 1701
г. яв-лялся местоблюстителем патриаршего престола, с 1721 г. - президент
Св. Синода. Родился в мелкопоместной
шляхетской семье; после окончания в 1684 г. Киево-Могилянской академии
продолжил обучение в иезуитских коллегиях во Львове, Люблине, Вильне
и Познани. По возвраще-нии принял монашество в Киево-Печерском монастыре.
До переезда в Москву препода-вал в академии. Являлся крупным деятелем
позднебарочной культуры.), учинен блю-стителем, или ексархом патриаршаго
престола.
Сего ради отцы наши, дабы не подпасть под правильное запрещение святых
апостол, 46, 47 и 50 правил, изыскали по летописцу вернейшему епископов:
Илариона Астра-ханскаго, Тихона Рязанскаго и Дионисия Вятскаго(Иларион
(ум. 9.06.1755) - митро-полит Астраханский и Терский (1731-1755).
Тихон - в XVIII в. среди рязанских архиереев человека с таким именем
не было. Здесь явная ошибка и следует читать "Тихона Казанскаго";
речь, по всей видимости, идет о Тихоне (Воинове, ум. 24.03.1724),
архиепископе Казанском и Свияжском (1699-1724), посвященном из митрополитов
Сарских и Подонских.
Дионисий - известен Дионисий (Ушаков), архиепископ Вятский, возглавлявший
епархию в 1700-1718 гг.). Сии епископы родом россияне (зри), крещены
и рукоположе-ны крещенными российскими епископами. От сих наши прадеди
безопасно заимство-вались рукоположенными священниками для отправления
християнских треб.
По смерти последняго священноинока Иякова в заводах и в Сибири християне
имели великую нужду в священстве, а от вышесказанных епископов рукоположенных
священников уже не находилось. А потому сущие християне, живущий около
заводов и прочие, убедили тогда бывшаго инока схимника Максима, уважаемаго
всеми людми того времени ради добродетельнаго жития его и доволно
знакомаго со священным пи-санием. По убеждению их в 1765-м (зри лета)
году отец Максим отправился в Москву для изследования о Грузинской
земли, отискав грузинскаго архимандрита и протопопа. Протопоп поруски
хорошо мог говорить. Отец Максим при свидетеле Невьянскаго за-вода
Иване Ивановиче Голицыне (Умер этот человек не ранее 1827 г., среди
старшин беглопоповского общества Невьянских заводов первой четверти
XIX в. всегда упомина-ется на первом месте. Выходец из семьи торговцев;
в 1748 г. его отец вез из Кяхты и Иркутска товаров на 6000 руб. (см.:
РГИА, ф. 1473, оп. 1, д. 4, л. 347 об.-348; Черкасо-ва А. С. Мастеровые
и работные люди Урала в XVIII в. М., 1985, с. 135).) имел разговор
с ними и уверился от них, что в Грузии крестят в три погружения, духовенства
посто-ронняго ниоткуду не входило, имеют своего патриарха. Еще к сему
(7274, в 1766) по-сылали жителя Невьянскаго завода Гавриила Сергеева
Коскина в Москву и Петербург для вытребования из синодалнаго летописнаго
протокола списков о российских архие-реях. Егда возвратися Коскин
со списками в завод, разсмотревше отцы наши оныя ле-тописныя списки
и усмотриша еще тогда бывшаго в Рязане архиепископа Алексия Ти-това
(Алексий Титов (ум. 17.11.1750) - архиепископ Рязанский и Муромский
(1731-1750), посвящен из архиепископов Вятских и Великопермских (возглавлял
данную епар-хию в 1719-1731 гг.; до этого, в 1713 г., был епископом
Тверским и Кашинским, а в 1714-1719 гг. - епископом Сарским и Подонским).),
рукоположеннаго руским урожен-цем Иовом, митрополитом Новгородским.
А сей Иов рукоположен Андреяном патри-архом еще до малороссиян. И
по таковому изследования инока схимника Максима о грузинских и по
летописцу о руских архиереях праотцы наши и все православнии хри-стияне
положили совет принимать священников, рукоположенных Алексием Титовым
и грузинскими епископами. В том же 7274 (1766) году привезли в Невьянской
завод священника Иродиона, рукоположеннаго Алексием Титовым. А под
исправу возили его в Москву на Рогожинское кладбище. Тамо священник
Матфей исправил и подал ему благословление на исправление християнских
треб. А Матфеева исправа и поколение сице есть: Матфей священник исправлен
Ионою священником, а Иона исправлен свя-щенноиноком Ияковом (о Иякове
лист 22 и 21), а Ияков исправлен священноиноком Лазарем, а Лазарь
священноиноком Макарием. А на Макария наиде началная и друго-предатная
исправа и благословение от благочестиваго священника Феодосия (о Феодо-сии
выше, лист 19). И тако исправа и благословение наиде на священника
Иродиона истиное от благочестивых.
Иродион исправил и благословил священноинока Феофилакта, рукоположенаго
Алек-сием Титовым. Сей в Нижнем Тагиле провожал жизнь, исправлял требы
християнския. Тамо со отцы и покоится.
Феофилактом принят священноиерей Петр, рукоположенный епископом грузинским(Здесь
и далее, оче-видно, речь идет либо об архиереях периода самостоятельности
Грузинской право-славной церкви, либо о времени до учреждения в 1811
г. грузинского экзархата. Так, последним грузинским католикосом-патриархом
был в 1788-1811 гг, Антоний II, кото-рый, возможно, и являлся упомянутым
в "Родословии" Нифонта Антонием Грузин-ским. Впрочем, им
мог быть и Антоний (Румовский, ум. 9.11.1786), епископ Астраханский
и Ставропольский (1776-1786), с 1785 г. именовавшийся архиепископом,
и, нако-нец, Антоний (Соколов, ум. 28.03.1827), являвшийся в 1810-1816
гг. епископом Воро-нежским и Черкасским. В связи с последним архиереем
ср. информацию об одном из первых уральских попов "грузинского"
поставления, упомянутых Нифонтом, которая содержится в сборнике БРАН,
собр. Дружинина, № 93 (121), л. 22; "5. Василий Ники-тич, рукоположен
епископом грузинским и воронежским"), в Нижнем Тагиле покоится,
Феофилакт же и Родион приняли священноинока Иону, рукоположен Алексием
Тито-вым, покоится в Невьянске.
Василий Никитичь, рукоположенный епископом грузинским , покоится в
Невьянске.
Священноиерей Иоанн Васильевичь, рукоположен Алексием Титовым, покоится
в Не-вьянске.
Священноиерей Стефан Парфентьевичь, общий с нижнетагильскими, рукоположен
Алексием Титовым, покоится в Невъянске.
Священноиерей Иоанн Афанасьевичъ, рукоположенный Алексием Титовым.
Священноиерей Стефан Афанасьевичъ, рукоположенный Антонием Грузинским,
поко-ится в Невьянске. Священноиерей Климент грузинский отступник
бысть.
Священноиерей Филипп, рукоположен Григорием Грузинским. Чрез сего
священноие-рея исправишася нижеследущия священницы:
Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположенный Григорием Грузинским
(в лето 1825).
Священнойнок Иоанн, рукоположен Варлаамом Грузинским (Возможно,
имеется в ви-ду Варлаам (Эристов, ум. 18.12.1830) - митрополит Карталинский
и Кахетинский (1811-1814), экзарх Грузинский (Имеретинский, 1814-1817),
посвящен из архиепископов Ахтальских. В 1817 г. был уволен от управления
и введен в состав Св. Синода.), поко-ится в Невьянске (в тоже
лето).
Священноиерей Василий Александровичу рукоположенный Гаием Грузинским
(По-скольку среди архиереев Грузинского экзархата человека с таким
именем не было, здесь, очевидно, имеется в виду Гаий (Токаов, ум.
20.02.1821) - епископ Моздокский и Можарский, викарий Астраханской
епархии (1793-1799); после этого был епископом Саратовским и Пензенским
(1799-1808) и архиепископом Астраханским и Кавказским (1808-1821).).
Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположен Гаием Грузинским.
Священноиерей Ефрем Стефановичь, рукоположенный Гаием Грузинским,
покоится в Невьянске.
Священноиерей Архипп, рукоположения грузинского. Последний нижнетагильский,
там и покоится (Архипп умер в 1835 г. (см.: Кузнецов А. Исторические
очерки...// Ураль-ский старообрядец, 1915, № 12, с. 22). Следовательно,
это более позднее дополнение к тексту "Справки из летописцев").
Вси выше означенныя архипастыри малаго Христова стада избранных овец,
ру-ководя оное, исправляли нужныя потребы в народе, ревнующем по древнем
благочес-тии. При переходе же от великороссийской церкви исправление
получаху от друг друга приемно, соблюдаху правило и нимало отступая
совета прадед своих, подающе друг другу спасителное благословение,
начиная от последняго во благочестии сияющаго Иосифа, Московскаго
патриарха по низходящей линии от перваго и до последняго к нам пришедших.
Веруем, яко то благословение и до нас последних доиде.