5. Основание скитов около Урала

В краях Екатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов Пермской губерниии по ро-зыскании и открытии богатых руд, медной и железной, такъже равно и золотых про-мысленностей господином Демидовым, Петр I был так доволен успехам Демидова, что дал ему свободу на распространение заводов, повелел принимать желающих поселити-ся в его поместье без собрания справок и сведений, кто бы откуду не был.
Ползуясь таковым случаем паши предки ревностию пылающия по благочестии, быстро стекались, никим же нудими, яко безсловесныя животная к Ноеву ковчегу. В числе коих прииде с Кержени первый насадитель иноческия жизни около Урала по ок-рестным местам вблизи новоустроенных заводов г. Демидовым. Первый священноинок Никифор прииде с Кержени со многими старцами, уклоняющеся разгласнаго любопре-ния ветковских, стародубских отцов, соблазнившихся в безразборном приеме священных лиц, посвященных малорускими епископами. Сей священноинок Никифор, бу-дучи в Нижнем Тагиле, в 7233 (1733) году принял священноиерея Иоанна, он же по по-стрижению Иов, преставился в 7239-м (1739) году, покоится в Нижнем Тагиле.
Той же Никифор принял священников, пришедших из Вятской губернии - Си-меона и Гавриила, перваго на Ирюм, втораго в Ишим. Сии оба замучены в Тоболске, один из них покоится в Шарташе, о другом же неизвестно, где (Цитата из решений Тюменского собора 1840 г., если это не общий источник. Об Иове, Симеоне и Иякове см. ниже)
Той же Никифор принял священноинока Иякова. Сей продолжал жизнь свою в Невьянске и жил до глубокой старости, многократно возбуждал християн о приискании священника, котораго бы возможно было исправить и попустить для отправления нуж-ных треб во християнех. Но во християнех велие нерадение сотворися, осуетишася бо суетою века сего, тако оставиша без внимания предложение отца Иякова. И тако почи о Господе старец Ияков в глубоцей старости, превзыде столетний урок жития своего, сотвори велие плачь и рыдание всем, живущим окрест его. Вси вышеупомянутый ду-ховный лица приняты по известному и верному наследованию праотец наших, котории избегающе порока, находящаго на священный лица чрез руковозложение архиереями, имущими на себе обливателное крещение. Сего ради они следующим порядком имели наблюдение и положительно принимали токмо тех священников, которые приняли ру-коположение по восходящей линии от московских патриархов.
По смерти Андреяна (Здесь и далее, почти до конца л. 34 об. воспроизводится текст "Справки из летописцев" от 8 февраля 1823 г., подписанной старшинами беглопопов-ского общества Невьянских заводов - И. И. Голицыным и известными иконописцами, отцом и сыном И. В. и А. И. Богатыревыми. "Справка" была отправлена в Нижний Тагил и стала составной частью постановлений собора беглопоповцев Нижне-Тагильских заводов, состоявшегося 12 февраля 1823 г. Собор принял решение о возвра-щении к практике приема беглых попов, рукоположенных архиереями грузинского про-исхождения, от чего нижнетагильцы отказались в конце XVIII в. "назад тому лет двадцеть пять". В ОР БРАН хранятся два списка постановлений Нижне-Тагильского собора 1823 г., созданные в конце 1880-х гг., - в собр. Тагильского скита (№ 27, л. 1-7; в этом же сборнике имеются два автографа писем Нифонта 1871, 1873 гг. к отцу Сергию - л. 12-13, 14-15) и в собр. Дружинина (№ 93 (12), л. 18-24). Еще один не имеющий конца список, относящийся ко времени до середины 1890-х гг., опубликован в конце XIX в. (см.: Братское слово, 1895, т. 1, с. 211-214). Использовавшийся Нифонтом список явно невьянского происхождения. В "Родословии", как и в опубликованном тек-сте соборного постановления, отсутствует список уральских беглых старообрядче-ских священников, которые вновь "отступили" от староверия. Из 12 человек упомя-нут лишь один (л. 34 об.). В обеих рукописях БРАН такие списки имеются. Другое от-личие "Родословия" от всех известных текстов постановления заключается в наличии сведений об "исправе" священника Иродиона (Родиона) и исправлении им священноино-ка Феофилакта. Эта информация, очевидно, содержалась в источнике Нифонта.
Адриан (в миру Андрей) (1627-16.10.1700) - последний, одиннадцатый, досино-дальный патриарх Московский и всея Руси (1690-1700), посвящен из митрополитов Ка-занских и Свияжских.
), последняго патриарха Московскаго, 1701 года (зри лета), с пе-реведением Академии из Киева в Москву и подчинением Киевской митрополии Мос-ковскому патриарху (Киево-Могилянская академия в Москву никогда не переводилась. Здесь, очевидно, имеется в виду Московская славяно-греко-латинская академия, осно-ванная в 1686 г. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. В этом же году к Мос-ковскому патриархату была присоединена митрополия Киевская и Галицкая.), много вошло в Россию высшей степени духовных лиц, имущих на себе обливателное креще-ние. И первый из них бысть Стефан Рязанский (Стефан Рязанский (в миру Семен Ива-нович Яворский) (1658-27.11.1722) - митрополит Рязанский и Муромский (1700-1722), посвящен из игуменов Киевского Николо-Пустынного монастыря. С 1701 г. яв-лялся местоблюстителем патриаршего престола, с 1721 г. - президент Св. Синода. Родился в мелкопоместной
шляхетской семье; после окончания в 1684 г. Киево-Могилянской академии продолжил обучение в иезуитских коллегиях во Львове, Люблине, Вильне и Познани. По возвраще-нии принял монашество в Киево-Печерском монастыре. До переезда в Москву препода-вал в академии. Являлся крупным деятелем позднебарочной культуры.)
, учинен блю-стителем, или ексархом патриаршаго престола.
Сего ради отцы наши, дабы не подпасть под правильное запрещение святых апостол, 46, 47 и 50 правил, изыскали по летописцу вернейшему епископов: Илариона Астра-ханскаго, Тихона Рязанскаго и Дионисия Вятскаго(Иларион (ум. 9.06.1755) - митро-полит Астраханский и Терский (1731-1755).
Тихон - в XVIII в. среди рязанских архиереев человека с таким именем не было. Здесь явная ошибка и следует читать "Тихона Казанскаго"; речь, по всей видимости, идет о Тихоне (Воинове, ум. 24.03.1724), архиепископе Казанском и Свияжском (1699-1724), посвященном из митрополитов Сарских и Подонских.
Дионисий - известен Дионисий (Ушаков), архиепископ Вятский, возглавлявший епархию в 1700-1718 гг.
). Сии епископы родом россияне (зри), крещены и рукоположе-ны крещенными российскими епископами. От сих наши прадеди безопасно заимство-вались рукоположенными священниками для отправления християнских треб.
По смерти последняго священноинока Иякова в заводах и в Сибири християне имели великую нужду в священстве, а от вышесказанных епископов рукоположенных священников уже не находилось. А потому сущие християне, живущий около заводов и прочие, убедили тогда бывшаго инока схимника Максима, уважаемаго всеми людми того времени ради добродетельнаго жития его и доволно знакомаго со священным пи-санием. По убеждению их в 1765-м (зри лета) году отец Максим отправился в Москву для изследования о Грузинской земли, отискав грузинскаго архимандрита и протопопа. Протопоп поруски хорошо мог говорить. Отец Максим при свидетеле Невьянскаго за-вода Иване Ивановиче Голицыне (Умер этот человек не ранее 1827 г., среди старшин беглопоповского общества Невьянских заводов первой четверти XIX в. всегда упомина-ется на первом месте. Выходец из семьи торговцев; в 1748 г. его отец вез из Кяхты и Иркутска товаров на 6000 руб. (см.: РГИА, ф. 1473, оп. 1, д. 4, л. 347 об.-348; Черкасо-ва А. С. Мастеровые и работные люди Урала в XVIII в. М., 1985, с. 135).) имел разговор с ними и уверился от них, что в Грузии крестят в три погружения, духовенства посто-ронняго ниоткуду не входило, имеют своего патриарха. Еще к сему (7274, в 1766) по-сылали жителя Невьянскаго завода Гавриила Сергеева Коскина в Москву и Петербург для вытребования из синодалнаго летописнаго протокола списков о российских архие-реях. Егда возвратися Коскин со списками в завод, разсмотревше отцы наши оныя ле-тописныя списки и усмотриша еще тогда бывшаго в Рязане архиепископа Алексия Ти-това (Алексий Титов (ум. 17.11.1750) - архиепископ Рязанский и Муромский (1731-1750), посвящен из архиепископов Вятских и Великопермских (возглавлял данную епар-хию в 1719-1731 гг.; до этого, в 1713 г., был епископом Тверским и Кашинским, а в 1714-1719 гг. - епископом Сарским и Подонским).), рукоположеннаго руским урожен-цем Иовом, митрополитом Новгородским. А сей Иов рукоположен Андреяном патри-архом еще до малороссиян. И по таковому изследования инока схимника Максима о грузинских и по летописцу о руских архиереях праотцы наши и все православнии хри-стияне положили совет принимать священников, рукоположенных Алексием Титовым и грузинскими епископами. В том же 7274 (1766) году привезли в Невьянской завод священника Иродиона, рукоположеннаго Алексием Титовым. А под исправу возили его в Москву на Рогожинское кладбище. Тамо священник Матфей исправил и подал ему благословление на исправление християнских треб. А Матфеева исправа и поколение сице есть: Матфей священник исправлен Ионою священником, а Иона исправлен свя-щенноиноком Ияковом (о Иякове лист 22 и 21), а Ияков исправлен священноиноком Лазарем, а Лазарь священноиноком Макарием. А на Макария наиде началная и друго-предатная исправа и благословение от благочестиваго священника Феодосия (о Феодо-сии выше, лист 19). И тако исправа и благословение наиде на священника Иродиона истиное от благочестивых.
Иродион исправил и благословил священноинока Феофилакта, рукоположенаго Алек-сием Титовым. Сей в Нижнем Тагиле провожал жизнь, исправлял требы християнския. Тамо со отцы и покоится.
Феофилактом принят священноиерей Петр, рукоположенный епископом грузинским(Здесь и далее, оче-видно, речь идет либо об архиереях периода самостоятельности Грузинской право-славной церкви, либо о времени до учреждения в 1811 г. грузинского экзархата. Так, последним грузинским католикосом-патриархом был в 1788-1811 гг, Антоний II, кото-рый, возможно, и являлся упомянутым в "Родословии" Нифонта Антонием Грузин-ским. Впрочем, им мог быть и Антоний (Румовский, ум. 9.11.1786), епископ Астраханский и Ставропольский (1776-1786), с 1785 г. именовавшийся архиепископом, и, нако-нец, Антоний (Соколов, ум. 28.03.1827), являвшийся в 1810-1816 гг. епископом Воро-нежским и Черкасским. В связи с последним архиереем ср. информацию об одном из первых уральских попов "грузинского" поставления, упомянутых Нифонтом, которая содержится в сборнике БРАН, собр. Дружинина, № 93 (121), л. 22; "5. Василий Ники-тич, рукоположен епископом грузинским и воронежским"), в Нижнем Тагиле покоится,
Феофилакт же и Родион приняли священноинока Иону, рукоположен Алексием Тито-вым, покоится в Невьянске.
Василий Никитичь, рукоположенный епископом грузинским , покоится в Невьянске.
Священноиерей Иоанн Васильевичь, рукоположен Алексием Титовым, покоится в Не-вьянске.
Священноиерей Стефан Парфентьевичь, общий с нижнетагильскими, рукоположен Алексием Титовым, покоится в Невъянске.
Священноиерей Иоанн Афанасьевичъ, рукоположенный Алексием Титовым.
Священноиерей Стефан Афанасьевичъ, рукоположенный Антонием Грузинским, поко-ится в Невьянске. Священноиерей Климент грузинский отступник бысть.
Священноиерей Филипп, рукоположен Григорием Грузинским. Чрез сего священноие-рея исправишася нижеследущия священницы:
Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположенный Григорием Грузинским (в лето 1825).
Священнойнок Иоанн, рукоположен Варлаамом Грузинским (Возможно, имеется в ви-ду Варлаам (Эристов, ум. 18.12.1830) - митрополит Карталинский и Кахетинский (1811-1814), экзарх Грузинский (Имеретинский, 1814-1817), посвящен из архиепископов Ахтальских. В 1817 г. был уволен от управления и введен в состав Св. Синода.), поко-ится в Невьянске (в тоже лето).
Священноиерей Василий Александровичу рукоположенный Гаием Грузинским (По-скольку среди архиереев Грузинского экзархата человека с таким именем не было, здесь, очевидно, имеется в виду Гаий (Токаов, ум. 20.02.1821) - епископ Моздокский и Можарский, викарий Астраханской епархии (1793-1799); после этого был епископом Саратовским и Пензенским (1799-1808) и архиепископом Астраханским и Кавказским (1808-1821).).
Священноиерей Василий Ивановичь, рукоположен Гаием Грузинским.
Священноиерей Ефрем Стефановичь, рукоположенный Гаием Грузинским, покоится в Невьянске.
Священноиерей Архипп, рукоположения грузинского. Последний нижнетагильский, там и покоится (Архипп умер в 1835 г. (см.: Кузнецов А. Исторические очерки...// Ураль-ский старообрядец, 1915, № 12, с. 22). Следовательно, это более позднее дополнение к тексту "Справки из летописцев").
Вси выше означенныя архипастыри малаго Христова стада избранных овец, ру-ководя оное, исправляли нужныя потребы в народе, ревнующем по древнем благочес-тии. При переходе же от великороссийской церкви исправление получаху от друг друга приемно, соблюдаху правило и нимало отступая совета прадед своих, подающе друг другу спасителное благословение, начиная от последняго во благочестии сияющаго Иосифа, Московскаго патриарха по низходящей линии от перваго и до последняго к нам пришедших. Веруем, яко то благословение и до нас последних доиде.






Назад Оглавление Вперед
Каталог ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz