"Дополнение родословной Иероном Алексеичем"
Иерон Алексеевич Потанин, родился в 1914 г. в семье
алтайских крестьян, близ г. Ка-мень на Оби. Во время революции семья
переселилась в будущий Чаинский р-н Томской обл. Через несколько лет,
"в отрочестве", Иерон Алексеевич переехал в Колыванскую
тайгу, в ПарбигскиЙ район, где тогда
скрывались многие скитожители. Во время коллективизации уехал с женой
и сыном на восток, на Безымянку, где раскорчевал лес под пашню ("Иероновы
поля"). Когда с 1937 г. туда стали прибывать переселявшиеся на
Енисей из Колыванской тайги о. Симеон, о. Антоний и др., Иерон Алексеевич
принял деятельное участие в разведке дороги, мест на Дубчесе и в самом
переселении - ехал в эту разведку в одной лодке с о. Симеоном. Затем
и сам перебрался с семьей на Дубчес, продолжая деятельно помогать
скитам в налаживании хозяйства. Во время войны скрывался, но был пойман,
когда появился в Ворогове для обмена пушнины. Терпел сильный голод
в тюрьме, но выжил и в 1943 г. (или чуть раньше) смог как-то освободиться.
До разгрома скитов в 1951 г. был, по оп-ределению следствия, "связником
для скитов". Во время этого разгрома был аресто-ван, но организовал
смелый побег с плота себе и еще трем арестованным. Однако вскоре был
опять захвачен и осужден по отдельному судопроизводству. После осво-бождения
переехал в 1955 г. на приток Ангары р. Тасей в нос. Бурный, пригласив
с со-бой нескольких пустынников, и затем 20 лет он помогал их скиту.
Был очень начитан, активно участвовал в соборах часовенных, отстаивая
более строгие правила. Около 1975 г. переехал в Усть-Кайтым (на р.
Оно, притоке р. Бирюсы). Скончался 2.04.1979 г. Ему принадлежит Повесть
о разгроме Дубчесских скитов и несколько других тек-стов Патерика.
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь.
В Родословной повествуется, что отец Мина восприят благословение от
отца Савы управляти братией по его преставлении в 7438 году и что
отец Мина отказася от управления братии и не прииде к ним на жительство.
Аще вначале и тако бысть, по послежде не тако сотворися. Старец Мина,
аще и не прииде на общее жительство ко старцем, но в уединении пребывая,
обаче нужды ду-ховный все исполняя старцев и стариц и яко отец чадолюбив
печашеся ими. Потом же в лето 7446 преселися отец Симеон со старцами
и старицами из Колыванской тайги на притоки Малаго и Большаго Касса,
впадающаго в Енисей с левой стороны, належащаго ради преследования
от неверных. При отъезде отца Симеона на новое место отец Мина преподаде
ему и благословение на исправление духовных нужд, и управление над
бра-тиею. Отец (свидетельство отца Максима) же Симеон еще от отца
Савы име благосло-вение, еже приимати на исповедь братию и на управление
ими. Сие же благословение дано бысть ему как бы предварительное, за
недостаток лет. О сем благословении отец Симеон в Родословной умолча
смирения ради, но отцу Максиму извести о сем после того, как благословил
его отец Мина. И по отходе его рече: "Отец Мина мнит, что у меня
нет благословения, у меня ведь оно есть еще от отца Савы" (дозде
отец Максим). Таковое благословление последи дано бысть от отца Симеона
и отцу Антонию (в миру Афанасий Михайлович Людин[ов]сков, брат
м. Тавифы и м. Алевтины, из "середняц-кой8- крестьянской семьи,
которая ок. 1891 г. переехала с Урала (Кыштымский завод) под Минусинск,
где Афанасий Михайлович родился в 1895 г. в дер. Быстрая; ок. 1902/1903
г. семья вернулась на Кыштымский завод. Юношей хотел уйти в скит,
но о. Ириней посоветовал "прежде отвести военную службу".
Призван на войну в 1914 г. (или в 1915 г.), воевал год, попал в плен
к немцам, где пробыл 3,5 года, совершил побег и вернулся в Россию
уже после революции. Афанасий Михайлович сначала скрывался око-ло
скита м. Елены, где жили его сестры, ходил на исповедь к м. Фекле,
которая посо-ветовала ему уходить дальше, в Колыванскую тайгу к о.
Савве. Затем около года скрывался в скиту о. Иринея около дер. Яр
Тюменской обл. Афанасий Михайлович пере-брался в скит о. Саввы (на
Парбиг) в 1926 г., а 15.02.1928 г. о. Савва постриг его. В том же
году писал в скит на Танаевку (Тюменская обл.) сестре Алевтине, сообщив,
что они с о. Саввой советуют им перебираться в Колыванскую тайгу.
Активно помо-гал м. Тавифе и другим скитницам в этом переезде, строил
им кельи. В 1936-1940 гг. во время переезда скитов из Колыванской
тайги через Безымянку на Дубчес о. Антонию выпала тяжелейшая работа
по разведыванию пути, организации переезда и налажи-ванию хозяйства
на новых местах. Все пять лет он непрерывно находился в пути и в этих
работах, подорвав свое здоровье. На Дубчесе о. Симеон благословил
его прини-мать исповедь у стариц. Во время разгрома Дубчесских скитов
был захвачен в 1951 г. Приговорен к 25 годам лагерей, на кассацию
не подавал. Освобожден 21.12.1954 г. из лагеря в Иркутской обл. После
освобождения руководил восстановленным скитом о. Симеона, бывал на
соборах часовенных. Автор нескольких нравоучительных посланий и многих
текстов Патерика, Скончался 13.03.1977 г.). По едином же лете
преселися и отец Мина с оставшими к отцу Симеону и благослови его
приимати на исповедь жен-ский пол, при отъезде его в пределы реки
Дупчеса (впадающаго в Енисей с левой сто-роны). Отец Мина преселися
на реку Вороговку (текущую в Енисей с правой стороны) и ту преставися
в лето 7450, 6 августа. Отец же Симеон благослови отца Антония при-имати
женский пол на исповедь, сам же не приимаше их.
В лето же 7459 арестован бысть отец Симеон з братией и с сестрами
неверными вла-стьми и чрез некоего брата преподаде благословение на
исполнение духовных нужд и управление над братиею отцу Тимофею (в
миру Трофим Иванович Кустов. Отец - Иван Илларионович Кустов, пермский
крестьянин; мать - Пелагея Ивановна (в деви-честве Глухова), дочь
наставника, позднее - м. Порфирия, умерла в скиту м. Мастра-деи (брат
Пелагеи, Илларион Иванович Глухов был келарем в скиту о. Симеона на
Дуб-чесе, в 1951 г. был арестован, но оставлен на свободе; его дочери
- м. Еванфия и м. Трифена были тогда отправлены в лагеря.- П1, л.
125 об.-126). Трофим Иванович ро-дился ок. 1915 г., жил в дер. Большие
Кусты Пермской губернии. Около 1932 г. жил с семьей на р. Бакчар Томской
обл., в дер. Чумаковке Поротниковско-го сельсовета, в Колыванской
тайге, близ скитов, которые он не раз посещал и где тогда был постри-жен.
Семья перемещалась несколько раз в Колыванской тайге, в 1935 г. у
них уже была заимка на р. Чарус (приток Парабели), куда, в связи с
организацией колхоза на Бакчаре, к Кустовым перемещается сначала Татьяна,
затем Елизавета Глуховы. В доме его отца Ивана Илларионовича одно
время жила м. Флина и другие старицы, в доме был обыск, но известная
скитская реликвия - чудотворная ряса о. Павла, привезенная м. Флиной
с Урала, уцелела и была передана затем в скит о. Симеона. Вместе со
скитами о. Тимофей переселился на Малый Кае, на Ломоватку, близ Безымянки,
а оттуда в район Дубчеса, на остров на р. Малый Тогульчес. Во время
разгрома скитов в 1951 г. скрылся; ему, согласно рассказу И. А. Потанина
и о. Антония, о. Симеон сумел заочно передать благословение на руководство
уцелевшими пустынниками. Автор нескольких рассказов Патерика.),
оставшемуся с малыми братиями и сестрами. И тако увезен бысть отец
Симеон с прочими в заключение в Иркутскую область, близ реки Чюны.
И тамо преставися 5-го августа 7461 года. Отец же Антоний с прочими
братиями и сест-рами освобожден бысть по милости Божий в лето 7463
и преподаде благословение отцу Максиму, еже приимати на исповедь братию
с сестрами и управление ими, за еже раз-делитися им страха ради гонителей.
Осташажеся старцы после отца Симеона, живший с ним: отец Антоний и
старец Макарий, накрытия еще отца Савы, свидетельствованныя в Родословной,
прочий же почиша. Отца же Мины накрытия остася отец Максим. На-крытия
же отца Симеона осташася сии: старец Тимофей, старец Иосиф, старец
Ефрем, старец Виталий, старец Даниил, старец Никита. Накрытия же отца
Антония остася ста-рец Израиль. Сей по освобождении [из] заключения
с отцом Макарием и с отцом Да-ниилом жил в пределах города Новокузнецка,
и ту отец Антоний даде ему благослове-ние на все духовный дела. И
оттуду отец Израиль с отцом Макарием преселишася к от-цу Максиму на
реку Чуну, отец же Даниил оставлен бысть пока там. А отец Иосиф по
освобождении уклонися на мирскую жизнь, и неизвесно, что будет по
сих, может быть, своими судьбами возвратит его Господь Бог, Ему же
подобает слава ныне и присно и во веки веком, аминь (написано сие
дополнение Родословной в лето 7467 июня 21 покой-ным Иероном Алексеевичем.
Аз же грешный Афанасий, переписал всю в лето 7491 го-да. Кончил 1
декабря.).