"Дополнение родословной отца Симеона"
Подследственные: игумен отец Симеон и отец Антоний
(после разгрома Дубческих скитов в 1951 г. Надпись следователя КГБ
на обороте фотографии: ”Руководители антисоветского группирования
сектантов-старообрядцев” ) взято с сайта "Освоение
Сибири"
О. Симеон (в миру - Сафон Яковлевич Лаптев) - настоятель
часовенных скитов в Колыванской тайге, затем - на Нижнем Енисее. Уроженец
дер. Жидки Учанской во-лости Ишимского уезда Тобольской губ. Родился
в семье зажиточного крестьянина Я. С. Лаптева в 1895 г. Будучи некрепкого
здоровья, много времени посвящал книгам, мо-лениям и духовным беседам.
Еще до революции был признан негодным к службе в ар-мии. В 1919 г.,
по его собственным словам на следствии в 1951 г., ушел в скит о. Саввы
в Колыванской тайге. Там был "накрыт с именем Симеона. Вскоре
он выдвинулся как грамотный книжник; о. Савва брал его с собой для
бесед с крестьянами в качестве толкователя священных книг. Перед смертью
о. Савва завещал скит о. Симеону (пра-вить хозяйственные дела) и о.
Мине (принимать на исповедь). Однако управление ски-тами лежало в
значительной степени на плечах о. Симеона; он же организовал и пере-езд
скитов в Восточную Сибирь. Вскоре после переезда о. Мина умер, оставив
Симеона единственным главой скитов. Ему принадлежит ряд сочинений:
"На союзы" (на допросе в 1951 г. он назвал это сочинение
"О кооперации" и датировал его примерно 1918 годом; даты
остальных сочинений - по этим же показаниям, а также по сведе-ниям,
взятым из сборника его сочинений - см.: Собр. ИИ СО РАН, № 2/94-г),
"Крат-кая памятная запись нынешных событий и о судьбе Древняго
Рима" (1925/1926 или 1929/1930 гг.), "Доказательство от
Святаго Писания против австрийских" (или же "На австрийских"
- 1927 г.), "О пришествии святых пророков и о последнем Антихристе"
(3 марта'1928 г.), Послание отцу и брату и Послание неизвестному (между
1929 и 1936 гг.), "О воскресении Исуса Христа из мертвых, прение
под видом двух че-ловек, вернаго с неверным" (1934 г.), "Познание
от твари Творца и Управителя вселен-ной" (краткий вариант, написан
в 1934-1935 гг.), "Воинствующая церковь Христова на земле"
(1935-1936 гг.), "Действующая Церковь Христова на Севере"
(1949 г.), "Позна-ние от твари Творца и Управителя вселенной"
(расширенный вариант, 1950-1951 г.). Кроме этого, о. Симеон был инициатором
создания и одним из авторов "Повести чу-десных событий"
- трехтомного Урал о-Сибирского патерика Староверов-часовенных.
В 1951 г. скиты были обнаружены, разгромлены, а их обитатели арестованы.
О. Си-меон и еще 32 человека были обвинены в антисоветской агитации
и создании "неле-гального антисоветского формирования" (имелись
в виду скиты); в 1952 г.
суд вынес им обвинение по ст. 58, ч. 2, и 58 УК РСФСР. О. Симеон получил
25 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Он не дожил до освобождения
и скончался в Озерлаге, отказавшись, по свидетельству староверов,
принимать лагерную пишу. Дата его смерти точно не известна: следственное
дело называет 20.08.1954 г., Урало-Сибирский патерик - 1953 г. (С.
д., т. 1, л. 20-112; т. 11, л. 380-385, 398; П2, л. 100).
Издания: Золъникова Н. Д. Историко-эсхатологическое сочинение XX века
// Исследо-вания по истории литературы и общественного сознания феодальной
России. Новоси-бирск, 1992, с. 160-190; о. Симеон. Познание от твари
Творца и Управителя вселенныя // Проза Сибири, 1996, № 1, с. 276-278.
Литература: Покровский Н. За страницей "Архипелага ГУЛАГ"//
Новый мир, 1991, № 9, с. 77-90; Перевозчиков М. Староверы. Красноярск,
1991, с. 35-55; Золъникова Н. Д. Современный писатель-старообрядец
с Енисея // Традиционная духовная и материаль-ная культура русских
старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск,
1992, с. 283-288; Она же. Человек и вселенная в сочинениях главы сибир-ского
старообрядческого монастыря о. Симеона // Гуманитарные науки в Сибири.
Отечественная история, 1996, № 2, с. 50-54. См. также: Герасимов А.
Повесть о Дуб-чесских скитах // Новый мир, 1991, № 9, с. 91-103.
После описания своей жизни старец Сава поживе еще три лета и впаде
в болезнь апреля 23. Та же повелевает собратися всей братии своей.
Призва же и отца Мину (в миру Михаил Прокопьевич Зебзеев. Где-то
между 1892 и 1917 гг. пришел в скит о. Сав-вы на р. Чулым, но не постригся,
а вскоре "стал жить по-супружному" с одной из обитательниц
соседнего женского скита (тоже не постриженной, позднее - м. Ан-тонида).
Затем они разошлись и оба опять ушли в скиты, Михаил Прокопьевич -
в скит о. Симеона, уже на Парбиге, где он был пострижен. О. Савва
перед своей кончи-ной (17.10-1928 г.) передал о. Мине управление скитом
"по духовным делам". О. Мина, ранее живший в отдельной своей
келье в Колыванской тайге, сначала отказывался пе-реселиться в скит
на общее житие, но потом сделал это и управлял скитом вместе с о.
Симеоном. В 30 км от скита была заимка, на которой жили с семьями
его родные братья Архип и Нестор. Архип с сыном были арестованы в
1933 г. за религиозную и антиколхозную агитацию, заимка разгромлена
властями. О. Мина участвовал в общем переселении скитов на Енисей,
но там в июне 1941 г. поселился не на левом, как о. Си-меон, а на
правом берегу Енисея, на р. Вороговке - по просьбе обитательниц женско-го
скита м. Мастрадеи, поселившихся неподалеку. Принимал их на исповедь.
Скончался и похоронен там. же 6.08.1942 г.), жившаго особенно
во своей келий. И поучив нас в любви и смирению и прочее, и по сих
глаголаше: "Мне уже, видно, конец приходит, отцы и братия".
И тако нача вести речь, кому управителем быть братиею. И по многом
суждении повеле отцу Мине начал положить, еже и бысть. И тако отец
Сава благослови отца Мину и наказав ему по смерти своей перейти к
братии и по силе своей управлять ими. А братии своей наказав: "Тако,
якоже имеете мене, тако имейте и отца Мину". И на сие братия
быша вси согласии и радостни. Отцу же Симеону благослови в телесных
работах нечто управлять. И тако разыдошася. Старец же Сава боляше
все лето и дости-же месяца октября и возболе тяжко. И 17 числа повеле
положить себе на пол, тоже при-частися святых тайн, яко в часу третием,
и по сих бысть ему тяжчае, и достиже до часа 5-го и нача дыхати тише
и тише. И тако успе сном вечнаго покоя в лето 7438. По отце Нифонте
управлял братиею 40 лет, а всего поживе в пустыни 58 лет. И тако погребен
бысть братиею своею. По смерти же его отец Мина отказася от управления
братии, бояся понести тяготу их и не прииде к ним на жительство. Осташажеся
старцы, жив-ший при недрах отца Савы и накрытия его, сии: старец Серапион,
старец Феодор, ста-рец Антоний, старец Макарий и последний Симеон,
сиротствующе во юдоли плачевием сего мира. Аминь.