6. Откуду многия четы мнихов насадишася около Урала
в краях Бкатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов
Пермской губернии
Первый основатели были около Урала мниси, постриженныя
священноиноком Софонием, который был современник и сотрудник первых
основателей Керженских скитов, пришедый на Кержень из Соловецкой обители:
инок схимник Ипатий и братия его, тоже иноцы схимницы - Евфимий, Антоний,
Филарет, Пахомий и Досифей, и прочих до 30-ти иноков. Сие заимствовано
с рукописи ирюмскаго жителя Мирона Ива-новича Галанина.
Известнаго летописания о сих отцах не обретено, токмо близость к староотече-ственности
свидетельствуется тем, яко священноинок Софоний первый бысть по прие-му
приходящих от ереси.
Затем последовали тоже с Кержени священноинок Никифор со многими отцы,
из которых точию един нам известный инок схимник Паисей Заверткин,
словущий во отцех и изуграф искусный, который доволно остави по себе
учеников. Первый из них инок схимник Григорий Коскин.
Леточисления о переходе отцов с Кержени вернаго свидетельства за дальность
разстояния времени мы получить не могли, точию из следующаго деяния
отца Никифо-ра видим. По перемещении их на Урал препровождая жизнь
священноинок Никифор в Нижнем Тагиле, около 1725 года пришедшаго к
нему из Владимерской епархии свя-щенноиерея Иоанна приняв, исправи
и постриг его, нарек имя ему Иов.
Сей священноинок Иов во время проживания своего в Нижнем же Тагиле
в 1729 г. прия под исправу свергшаго иго раболепной службы и восхотевша
вечно работати Христови раба некоего господина именем Михаила, юна
возрастом, котораго священ-ноинок Иов прия, исправи и постриже во
иноческий образ, преименова, вместо Михаи-ла нарече его Максимом.
И почи о Господе священноинок Иов в 1731 году, преставися 29 мая.
По смерти же отца своего духовнаго новоначалный инок Максим поступил
в скит, недалече отстоящий от Черноисточинскаго завода ко иноком,
ту сущим (за дал-ность времени неизвестно нам о именах их), иноку
схимнику Дионисию правяшу тогда, и пребысть у них в послушании довольное
время.
По смерти бывшаго у них в ските настоятеля по общему всех их согласию
и убедителной просьбе вручися отцу Максиму строительство и управление
общаго жития того скита. Благого ради разсуждения его многия четы
инок собрашася к нему, аще и не совокупно во едином месте живяху,
но разсеянно ради належащаго тогда гонения, оба-че вси окормляхуся
благаго разума его наставлением.
Тако же и инок схимник Паисей, пришедый с Кержени, со отцем Никифором
наполнили Уральския хребты иноками (Этот текст восходит, очевидно,
к использо-вавшимся Нифонтом "Вопросам Тимофея Заверткина и ответам
инока Максима". Полемизируя с племянником, Максим в своих ответах
чаще, чем на кого-нибудь, ссыла-ется на слова и поступки его дяди
- Паисия Заверткина, упоминая в связи с ним и дру-гих обитателей скитов.
В результате Нифонт, испытывавший, по его собственному признанию,
дефицит данных о раннем старообрядческом пустынножительстве близ уральских
заводов (см., например: Собр. ИИ СО РАН, № 10/90-г, л. 95-95 об.),
и пришел к заключению о выдающейся роли Паисия в становлении и развитии
"подзаводских" скитских центров.), насаждени беша пустыни
обоего пола подвижнейшими отцами и матерями. О сем истинное и вероятия
достойное подают нам свидетельство оставшийся по них древния рукописныя
синодикты. Подробное о них разъяснение мы оставим как нашей мысли
несовместное.
Наша цель довести по нисходящей от них лении подаемаго ими благословения
другопредатне, которое их ради руковозложения и до нас последних доиде.
Отчасти мы здесь покажем современников и спостников инока схимника
Паисея и инока схимника Максима, словущих и знаменоносных отец. А
именно: иноки и схимницы Иона Горо-децкий, Евфимий Сибиряк, Андреян,
Феодул, Герман, Дионисий, Иоаким страдалец, Антоний страдалец, Григорий
Коскин, Пахомий, Герасим Никифоров (Цитата из "Ру-кописи о
древних отцах"). Сии вси беша силнии и словущии в слове учения
и в житии искусиии, единомудрении и согласнии в слове учения.
Приступим мы к открытию текущего источника, свыше поддемаго, спасающаго
нас благословения, начиная вести от инока схимника Максима, приемшаго
исправу и пострижение от священноинока Иова. По кончине Максимове
(1783-м маия 27) мно-жайшии осташася искуснии послушницы и воздержнии
подвижницы, котории во образ поставиша свое житие для хотящих истинно
спастися. И нача умножатся число братст-ва, обаче распространить своя
обиталища за надлежащую нужду преследования их жизни от гражданскаго
правительства не могли. Того ради любовнаго совета гласом определиша
разделить единомысленное стадо на малыя части. Стадоводители же из-брани
быша подвижнии от братства. А имянно: инок схимник Герасим, инок схимник
Антоний, инок схимник Феодосии и инок схимник Власий, урожденец Бынговскаго
за-вода, а по фамилии Тянигин. Сей в наклонной старости в осеннее
бурное время, шед лесным непроходимым местом, заблудив скончался.
Покоится под Воробьями (Воробьи - не существующая сейчас деревня
южнее массива Веселые горы на дороге с Верхне-Тагильского завода к
Курьинской пристани на р. Чусовой (см.: Свердловская область: Административно-территориальное
деление на 1 ноября 1967 г. Свердловск, 1968, с. 48).) по Журавлихе
реке. По нем восприя управление поживший доволное время в нелицемерном
послушании ко игумену и всей братии воздержныя жизни инок схимник
Никодим. Почи о Господе естественным сном вечнаго покоя 7343 года.
Поко-ится тут же под Воробьями.
Такоже и по кончине Никодимовой восприя управление от подвижнейших
его послушных инок схимник Лаврентий. Сей управлял братиею 32 года.
В течении сих лет всех еуангельских братии своих предпослал в вечный
покой, точию един оста по нем. И той чрез четыре дни почи о Господе
и во едином гробе со своим стадоначалником по-ложен бысть. Отшествие
же их от сея многотрудныя жизни в вечный покой беяше в 7375 году.
Тщателный сей подвижник и неленостный делатель мало остави по себе
своего руковозложения малаго чина мнихов, зане опасен бе и бдив пастырь,
не начиная ника-тораго дела творити, кроме упредителнаго разсуждения
опасаяся, дабы не подпасти под Правилное запрещение.
Зде исчисляю оставшихся по нем малаго чина мнихов, а имянно: чернец
Мина, черне-цы Иоиль, Карп, Диомид, Иеремия, Филипп, Кастор, Трифилий,
Евсевий, Никита, Ни-кон, Иоанн, Серапион и последиий Нифонт (О.
Нифонт - постриженник о. Лаврен-тия, игумена известного скита о. Максима
(XVIII в.); о. Лаврентий руководил этим скитом с 12 мая 1843 г. до
13 августа 1867 г. До пострижения о. Нифонт 15 лет был в скиту послушником,
после пострижения ушел с немногими скитожителями "на без-молвие".
Но вскоре по настоянию о. Лаврентия вернулся и вступил около 1862
г. под его руководством в управление скитом. Скит находился близ дер.
Кедровки на р. Сылве Кунгурского уезда. Ок. 1878/1879 г. о. Нифонт
временно ушел из скита с одним о. Сав-вой "на безмолвие",
оставив вместо себя о. Сергия, Около 1882/1883 г. о. Нифонт с о. Саввой
и затем весь скит переместились по совету о. Иеремии на заимку братьев
Калмыковых в Ялуторовском уезде Тобольской губернии, в 8 верстах от
дома хозяев заимки. О. Нифонт выступал на Екатеринбургском соборе
1884 г. против поисков священства, он участвовал и в заседаниях Екатеринбургского
собора 1887 г. По пору-чению этого последнего собора о. Нифонт написал
"Родословие" часовенного согласия. Кроме этого, о. Нифонт
написал книгу "Историческое
сказание" о разделении восточного и западного христианства, об
унии, рефор-мах Никона и страданиях старообрядцев за древнюю веру.
Он также автор полемиче-ского сочинения против старообрядцев "австрийского"
согласия (выдержку из него см.: Собр. ИИ СО РАН, № 249/86, л. 96-97)
и нескольких посланий, в том числе - к своей бывшей супруге Акилине
(м. Акинфе). Скончался 26.01,1890 г.), бывый нам наставник и отец
духовный. Сей черноризец Нифонт сначала от самого отца своего Лаврентия
прият благословение провождати жизнь уединенную с малыми токмо ученики,
понеже отец Нифонт велми любяше безмолвие. Но последи и не хотящу
ему вручися общия жизни братнее управление. Но обаче, пре-жде даже
не получити ему иноческое одеяние, 15 лет пребысть во всяком благопокоре-нии
у отца своего духовнаго и прочих о Христе братии. По восприятии же
иноческаго образа, яко же выше речеся, немногое время на безмолвии
с малою дружиною при-шлось ему пожити. Но еще при жизни отца Лаврентия
убежден быв от братства, к тому же и отец Лаврентий оттоле не повелев
ему, еже токмо о себе смотряти, но благословил и повелел и о иных
спасении попещися - и тако и не хотя повинуся общаго совета из-волению,
еже восприяти тяготу обшия жизни, духовнаго братства управление.
И сей отец Нифонт управлял братнею 28 лет и тако пожив, христианскою
бла-гою кончиною преставися, даже до самыя кончины умом в полной трезвости
бе.
Виде, яко настоит ему отшествие отсюду, готовяшеся ко исходу. И еже
надлежит тво-рити, сия творит немедленно, еже есть со умилением покаяние
к Богу, ко ученику же своему старшему сотворив пред Богом чистое исповедание
всех своих недостатков, по человеческой немощи бываемых. По сих в
напутие живота вечнаго с великою верою причастився великия святыни,
тела и крови Господа нашего Исуса Христа. Та же пове-левает собратися
и предстати близ себе всей братии своей. Аще и измолкшим гортанем,
обаче еще показав должное, поучив всех помнити заповеди Господни и
имети между собою любовь. И с сим, благословив всех и единому от братии
благословив вместо себе быти над прочими старшим и пещися о спасении
их, и тако исполнив, по сих тихооб-разно уснув сном вечнаго покоя
в лето 7398 года, месяца генваря в 26 день, оставив си-ротствовати
нас, убогих учеников своих - чернеца Саву и чернеца Силуяна с брат-нею.(
О. Савва, в миру Селивестр Ефимович Мягков, из уральских крестьян
(его пле-мянник Александр Михайлович Мягков жил в Ишимском уезде Тобольской
губернии). В 1872 г. пришел в скит о. Нифонта близ дер. Кедровка Кунгурского
уезда Пермской гу-бернии на р. Сыл-ве. Ок. 1877/78 г. был пострижен
о. Нифонтом. Ок. 1878/79 г. о. Ни-фонт с одним лишь о. Саввой удалился
из скита на безмолвное житие! а ок. 1882/83 г. но совету о. Иеремии
они переместились на заимку Калмыковых, в Ялуторовском уезде Тобольской
губернии, в 8 верстах от заимки. Здесь скит о. Нифонта прожил 9 лет,
здесь же после его кончины 26.01.1890 г. о. Савва возглавил скит.
На следующий год власти погромили скит, и о. Савва в 1892 г. переместил
его на правобережье р. Обь, на р. Чулым, севернее г. Томска - с ним
уехали о. Силуян, о. Кирилл и др., м. Мелетина (Кунгурская) со своим
скитом. В 1917 г. о, Савва, м. Мелетина и др. переместились со своими
скитами в болотистые места левобережья р. Оби, "в Колыванскую
тайгу", на р. Парбиг (а о. Силуян и о. Гурий - на Дальний Восток
"на открытое море"), В начале 1928 г. или 1929 г. о. Савва
одобрил переселение женских скитов из тюменских преде-лов (р. Танаевка)
в Колыванскую тайгу, на р. Корга и Таванга. Скончался 17.10.1929 г.
(так в большинстве источников, в одном из списков Дополнения родословия
о. Симеона - 1928 г.). Ряд устных рассказов о. Саввы приведен в Патерике.
О. Силуян родился 7 октября 1858 г. "В странство отыде"
8 мая 1876 г. Жил с другом своим, будущим о. Кириллом, в келье близ
какого-то села. О. Нифонт, услышав о них, пришел к ним, принял их
в свой скит и в свое послушание, а 16.02.1885 г. он по-стриг о. Силуяна;
постриг он и о. Кирилла. После смерти о. Нифонта (26.01.1890 г.) о.
Силуян с о. Кириллом переселились на Чулым, еще до о. Саввы, и организовали
скит с несколькими пустынножителями, а когда приехал о. Савва, все
перешли к нему; о. Ки-рилл здесь умер. В 1917 г., когда скит о. Саввы
переселялся в Колыванскую тайгу, о. Силуян и о. Гурий уехали на Дальний
Восток, "на открытое море". В его скиту на ле-вом берегу
р. Улунги, притока р. Бикин (Приморский край), было еще 3-4 отца и
по-слушники. О. Силуян скончался там 18-12.1927 г., а в 1932 или 1933
г. власти разорили эти скиты и сожгли, несколько скитожителей убили.
О. Силуян был небольшого рос-та, "браду имея черну малу. Речист
же бе, превосходя словесностию о. Саву. О. Сава всегда его с собой
брал, сгда прилучашеся какова-либо духовная беседа. Патерик пи-шет
о совместных сочинениях о. Саввы и о. Силуяна, называя одно из них
- известное ответное послание на вопросы Алексея Димитриевича об А.
А. Коновалове (Собр. ИИ СО РАН, № 10/90-г, л. 88-139 об.). Возможно,
им же принадлежит рассказ о Екате-ринбургском соборе 1.05.1884 г)
А Никодимовы послушницы, а иноку схимнику Лаврентию братия евангель-ския:
инок схимник Климент и инок схимник Никита. Никитины послушницы: чернец
Тарасий, Израиль и Иларий.
Господи Исусе Христе, помилуй нас! Аминь