"Дополнение родословной отца Савы"
Сице: По убеждению единомысленных во благочестии отец
и братии нашея и истинно желающих уведети от нас о нашей жизни изначала
при отце нашем черноризце Нифонте и далее. Аз же смиренный грехами
чернец Сава соизволих по их молению и убеждению написать им на сей
хартии, дабы незабвенно было и в предния роды наше потомство благочестивое.
И сице от зде начинаем описовати истину пред всевидящим оком. Первое:
7380 году аз приидох чернец Сава от мирскаго и волнующагося житейскаго
моря в тихое пристанище, во обитель ко отцу Нифонту. И оный по согласию
своея братии нас при-нял под свое покровительство. И проживал я со
отцами 6 лет бельцем. И в сих летех мы присматривались и обучались
ихнему монастырскому уставу, и чину церковный служ-бы, и управлению
в братии, и прочий порядки общаго жития. И смотря на них ангель-ский
образ, т. е. чин иноческий, и прииде мне желание от внутренняго моего
человека принять тоже на ся иноческий чин. И я открыл свое желание
отцу Нифонту и всем от-цам и им поклонился, а отцы мою прозбу отца
Нифонта убедили исполнить. И отец Нифонт по их совету нам преподал
малый чин иноческий и благословение, которое и сам отец Нифонт принял
от свышетекущаго благочестиваго источника. А именно сице. Внимай:
Первый основатель керженских скитов Дионисий, свящекноинок шуйский,
был хиротонисан от благ гочестиваго епископа. Дионисий же принял священноинока
Софония (зри выше Родословие, лист 22 и 23). Софоний принял священноинока
Ники-фора. Никифор принял священноинока Иова. Иов принял инока схимника
Максима. По Максиме восприя управление инок схимник Власий. По Власии
инок схимник Нико-дим. По Никодиме инок схимник Лаврентий. А инок
схимник Лаврентий отцу Нифонту предподал малый чин иноческий и благословение.
И сие благословение, братие, от бла-гочестиваго патриарха Иосифа по
лествице низходящей друг-друго-предатне, аки жре-бий предающе; веруем,
яко сие и до нас последних дойде.
И паки обращаюсь на повесть вышереченную. А отцов по моему приходу
у отца Нифонта было 10 черноризцов, кроме бельцов. А местность у отцов
была недалеко от реки Сылвы, Кунгурскаго уезда, деревни Кедровки.
На сем месте мы со отцами пожили 7 лет. Таже отец Нифонт открыл мне,
грешному, свое желание удалиться подалее в пустыню, от молвы мирской
и от братик своея на безмолвие и нас пригласил себе в по-слушание,
А братиям вместо себя благословил во управление быть старшим отца
Сер-гия; святыя иконы и книги церковныя, годовой круг, им благословил.
А мы с собою взяли малую часть святых икон и книг и отправились в
намеренный свой путь. И обре-тохом место удобно нашему разуму, занеже
мирской чади маловходно. И мы безмолст-вовахом со отцем Нифонтом на
тех местах года 4. А отец Иеремей тогда жил в краях Тобольской губернии,
на заимке у братиев Колмаковых, и к нам приежжал, и места от-цу Нифонту
одобрил в бору в их даче. И братия Калмыковы к нам прислали нарочнаго
человека и нас пригласили на жизнь. А у нас тогда вина тоже предлежала
перемеще-нию, мы тогда и переместились к братиям Калмыковым, от их
замки верст 8 в ихней же даче в бору. И тут мы проживали 9 лет. В
тех краях мы от отца Нифонта и осиротали. Оный бо преставился от временных
на вечную жизнь в 7398 году. А со отцем Нифон-том я жил 18 лет.
А при кончине своея жизни отец Нифонт повелевает собратися и предстати
близ себе всей братии; аще и измолкшим гортаней, обаче еще показав
должное, поучил всех помнити и творити заповеди Господни и имети между
собою любовь. И с сим благо-словив всех и единому от братии благословив
вместо себе быти над прочими старшим и пещися о спасении душ их, и
тако исполнив, по сих тихообразно уснув сном вечнаго покоя месяца
генваря в 26 день. А по кончине отца Нифонта чрез год разорена быстъ
наша обитель у братии Калмыковых гражданскою властию. И мы тогда переместились,
три старца - Сава, Силуян, Кирилл (Кирил - о. Кирилл, сотоварищ
о. Силуяна по пустынной жизни; ок. 1876 г. он удалился с ним в келью
близ какого-то села. О. Ни-фонт пришел к ним и перевел в свой скит,
где и постриг о. Кирилла около 1885 г. После смерти о. Нифонта (26.01.1890
г.) о. Кирилл вместе с о. Силуяном переселились на р. Чулым (правобережье
р. Обь) еще до о. Саввы, организовав там свой скит, а когда в 1892
г. приехал о. Савва, переместились к нему. О. Кирилл здесь умер еще
до переселе-ния скита о. Саввы в Колыванскую тайгу в 1917 г.),
и прочия, в края Томской губернии на реку Чулым в лето 7400. И проживали
мы на Чулыме лет 25 до времен трелоги госу-дарств России, Австрии,
Германии и прочих. И как колебатся век стал, и мы поколеба-лись. Отец
Силуян и Гурий отправились в край восточный, на открытое море. Аз
же смиренный, разсмотрев восточныя страны и Колыванскую тайгу, и усмотрел
удобнее перевестися в Колыванскую тайгу для братии ветхаго существа.
И се зде мы уже про-живаем лет 7 (Дозде рукопись отца Савы. Писал
примерно в 7433-м году, а в 7437-м он скончался).