РОДОСЛОВИЕ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ

История Сибири в первоисточниках. Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XX вв. Новосибирск. 1999

Родословие было создано игуменом известного скита (руководимого в XVIII в. о. Дионисием и о. Максимом) о. Нифонтом по постановлению Екатеринбургского собора часовенных 11.01.1887 г. На Екатеринбургских соборах 1884 и 1887 гг. обсуждались, в частности, планы поисков "истинного" священства в стране и за ее пределами, против чего выступал на этих соборах о. Нифонт (см. документ № 14в первого раздела настоящего издания, с. 342). После смерти о. Нифонта (26.01,1890 г.) и, возможно, уже после переселения скита в 1892 г. в Сибирь, двое учеников о. Нифонта (по всей видимости, о. Силуян и о. Савва), возражая известному старообрядческому полемисту А. А. Коновалову, смутившему часть минусинских часовенных, подробно рассказали и о соборе 1887 г., и об истории создания Родословия.
Собор, по их словам, поставил перед о. Нифонтом задачу подробно обосновать, "почему наши предки принимали священство от росийския церкви, а потом впоследствии то же священство и от той же церкви не стали принимать". Собор подтвердил основную догматическую причину этого радикального поворота - распространение обливательного крещения в "никонианской" церкви, которое уже не может быть исправлено принятым ранее у часовенных перекрещиванием священников вторым чином. О. Нифонт должен был проследить линию преемственной передачи благодати от первых старообрядческих центров, имевших священников дониконовского поставления, к современным мирским и скитским общинам своего согласия. Для этого, по соборному мнению (в передаче учеников Нифонта), ему следовало рассказать о священниках, первыми вставших против Никона, о мученической кончине одних из них и о бегстве, скитаниях других, изложить историю основанных ими центров староверия и, наконец, поведать, как старообрядцы решали в прошлом вопрос о приеме священников, бежавших от "никониан".
Для выполнения всех этих задач собор передал в распоряжение о. Нифонта многочисленные рукописные книги; кое-что позднее было послано по почте. Кроме древних общехристианских сочинений здесь были тексты старообрядческих авторов (включая ряд издаваемых в настоящем томе уральских памятников), а также исторические книги авторов-"никониан". Ученики о. Нифонта здесь особо выделяют две рукописи. Это присланный из Невьянска сборник с постановлениями иргизских соборов (видимо, 1805 г.) и историческим сочинением о. Максима "Описание о предках наших", а также "Виноград Российский" известного писателя поморского согласия XVIII в. С. Денисова. В первую из этих рукописей, возможно, входили также "Ответы о. Максима на вопросы Т. Заверткина" и решения Нижне-Тагильского собора 1823 г. Хотя ученики о. Нифонта подробно рассказывают, как старательно сличал свои источники о. Нифонт, отдавая предпочтение "нашим древним рукописям" (уральским), на деле его Родословие является в немалой мере компилятивным памятником.
Нифонт, несомненно, использовал галанинские "Историю про древнее благочестие" и "Рукопись о древних отцах", а также продолжающие их зауральские сочинения (но не "Родословие" Валентина). Имелись у него, вероятно, и решения Тюменского собора 1840 г.
Очень широко Нифонт, очевидно, привлекал упоминаемую в тексте "Белокринитскую историю" (л. 28, 28 об.). Список этого сочинения второй половины XIX в. под названием "Краткая история о существовании в христианской (староверческой) церкви, содержащей древлеправославныя грекороссийския церкви веру" имеется в собрании Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ, № С/м 17847.1ПИ 4864, л. 2-419 об.). Источниками этой "Истории" послужили сочинения Ионы Курносого, "История о бегствующем священстве" И. Алексеева, материалы, связанные с Московским беглопоповским собором 1779-1780 гг., "Разглагольствование, или беседословие старообрядца с новообрядцами" С. Юршева, "Реестр священников ветковских от времени священноинока Феодосия до священноинока Михаила" и др.
В отличие от труда о. Валентина, известного лишь в одном списке, сочинение о. Нифонта получило более широкое распространение, не раз переписывалось, было гектографировано, а позднее даже издано типографски с сокращениями в старообрядческой общине штата Орегон (США). Именно оно стало для часовенных XX в. главным сочинением об истории своего согласия в ХVIII-ХIХ вв.
Автограф этого сочинения о. Нифонта, как и снятые с него в скиту о. Саввы две копии, до нас не дошли. В качестве основного (К) при издании был использован список собрания ИИ СО РАН № 4/85-г, ксерографическая копия с рукописи конца XIX - начала XX в., л. 3-40 об. (Панич Т. В., Титова Л. В. Описание Собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991, с. 248). Для подведения вариантов были также использованы списки: П1 - собрание ИИ СО РАН, № 9/71-г (Там же, с. 94-95; Покровский И. Н. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе... с. 165-183); П2 - собрание ИИ СО РАН, № 2/90-г (Покровский Н. Н. Новые сведения... с. 165-168; Мальцев А. И., Панич Т. В., Титова Л. В. Рукописи ХVI-ХХ вв. из коллекции Института истории СО РАН. Новосибирск, 1998, с. 203-204; М - собрание ИИ СО РАН, № 1/91-г (Мальцев А. И., Панич Т. В., Титова Л. В. Рукописи ХVI-ХХ вв... с. 223-225).
К изданию не привлекались список УрГУ (не содержащий смысловых разночтений) и список краткой редакции 1960-х гг. из собрания ИИ СО РАН, № 1/72. с. 66

О. Нифонт Родословие

1-е. На Дону и Кубани

2. Основатели стародубских скитов

3. Основание Ветковских скитов и слобод в польских пределах

4. Основатели Керженских скитов

5. Основание скитов около Урала

6. Откуду многия четы мнихов насадишася около Урала
в краях Бкатеринбургскаго и Верхотурскаго уездов
Пермской губернии


"Дополнение родословной отца Савы"

"Дополнение родословной отца Симеона"

"Дополнение родословной Иероном Алексеичем"

Вперед
Каталог ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz